Вопрос 2. Предмет правового регулирования

Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо дей­ствие. Соответственно, предмет правового регулирования составля­ют социальные явления, на которые воздействует право и опреде­ленным образом меняет их.

На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побужда­ющие его действовать правомерно.

Тем не менее, поведение человека не является предметом право­вого регулирования, поскольку значительная часть действий чело­века остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих слу­чаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, спо­собности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанциру­ясь от общества и его членов.

Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторга­ется в сферу интересов другого лица, государства или общества. На­пример, собственник товара выносит его на продажу и составляет конкуренцию другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосфер­ный воздух, водные источники, причиняет иной вред окружающей природной среде. Владелец автомобиля использует его для поездок по транспортным магистралям с интенсивным движением.

В этих и других случаях происходит столкновение интересов раз­ных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуждают его угрозами или даже насильственным путем покинуть рынок. Населе­ние заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе. Владелец ав­томобиля своим движением препятствует движению других транс­портных средств и пешеходов.

Основным средством согласования таких противоречивых инте­ресов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на на­чалах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правого регулирования выступает не любая взаимосвязь людей и иных лиц, а только такая, которая затрагивает интересы дру­гих лиц, порождает между ними устойчивую связь в форме обще­ственного отношения. И правом регулируется не деятельность, а социальная связь между лицами, порожденная их деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь меж­ду лицами, возникающая в ходе их производственной, политичес­кой и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в на­стоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразде­лить на три большие сферы: экономическую, политическую и соци­альную.

Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления ма­териальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право соб­ственности государства, граждан и их объединений на заводы и фаб­рики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и об­мена охватывают сложную и многообразную совокупность отноше­ний, в которые вступают граждане, государственные органы и госу­дарство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворе­ния своих потребностей в предметах и услугах. Это отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом това­ров. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а также осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресур­сами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.

Политические отношения охватывают всю сложную и многооб­разную систему отношений, в которую вступают граждане, государ­ство, его органы в процессе управления делами общества и государ­ства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им властных полномо­чий; 2) отношения государства и его органов на международной аре­не; 3) отношения, в которые вступает государство и его органы с граж­данами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейших законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с обществен­ными объединениями и политическими партиями; 5) отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность вли­ять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобяза­тельных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те от­ношения, которые регулируются правом, но не входят в систему эко­номических и политических отношений. Это, в частности, обще­ственные связи, существующие между гражданами и образователь­ными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального об­разования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искус­ством. В совокупность этих отношений входят и личные неимуще­ственные отношения между гражданами, вытекающие из авторско­го и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономернос­тями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального ва­рианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отно­шений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового ре­гулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев или традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-пра­вовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правого регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: