Вопрос 1. Понятие правового регулирования

Тема 17. Механизм правового регулирования

Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование понимается прежде всего как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-пра­вовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они при­нимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Ак­тивную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе рефе­рендума может принимать и принимает законы. Нормативно-право­вые акты в пределах своей компетенции издают органы местного са­моуправления. Каждая организация, учредителями которой выступа­ют граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.

Правовое регулирование осуществляется с определенными и впол­не конкретными юридическими и социальными целями. Общие юриди­ческие цели правового регулирования сводятся к созданию в обще­стве стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, кото­рые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Согласно Конституции РФ общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражают­ся прежде всего в утверждении прав и свобод человека, гражданско­го мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государ­ственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости ее демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики, в иных социальных сферах. При этом в тексте актов не­редко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях опреде­ления правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный за­кон «О животном мире» регулирует общественные отношения в це­лях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения ге­нетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

На стадии правотворчества приоритет принадлежит, безусловно, пра­восознанию, которое выполняет три задачи: 1) критически оценивает действующую систему норм права; 2) выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права; 3) обо­сновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действу­ющих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.

Как индивидуальное, так и общественное правосознание нахо­дится в постоянном развитии, совершенствовании, обладает способ­ностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершен­ствования системы действующих норм права. Кроме того, как уже говорилось ранее, не все такие нормы соответствуют интересам и потребностям граждан, иных лиц. Поэтому критический подход пра­восознания к действующему праву составляет одно из важнейших и постоянных направлений его деятельности. В результате негативно­го отношения граждан, иных лиц к действующему праву определя­ется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совер­шенствовании.

Критический подход правосознания не сводится только к нега­тивным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало — граждане, иные лица предпринимают попытки улучшить, усовершенствовать действующие нормы, ведут активный поиск путей дальнейшего развития права как на уровне его общих требований, так и конкретных норм. В средствах массовой информации и особенно прессе, письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых юристов содержится масса предложений, что конкретно и каким образом нужно изменить в системе действующих норм права.

Решающую роль в правотворчестве играет правосознание должностных лиц, компетентных принимать нормативно-правовые акты самостоятельно либо в составе государственного органа. Их правотворческие решения нередко подводят итог длительным общественным дискуссиям о том, каким образом и что конкретно следует изменять в системе действующих норм права и какими должны быть новые, более совершенные нормы права.

Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию — стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические цели, поставленные правотворческим органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих интересов и потребностей. Обязанные участники правоотношений добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. В результате в обществе создаются порядки, которые представляются государству и его правотворческим органам желательными и необходимыми.

На стадии реализации права во взаимоотношении «право - правосознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.

После того, как нормы права приняты правотворческим органом, они приобретают всеобщее значение и становятся значимыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими нормами и с учетом их положений избирать вариант юридически значимого поведения — правомерный или противоправный. Процесс ознакомления с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, их содержанием, равно как и другими действующими актами, расши­ряет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одновременно происходит изменение и в системе ценностных правовых ориентаций.

Приобретение нового знания о праве сопровождается формиро­ванием у субъекта положительных либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Познающий субъект может одобрять вновь принятые нормативно-правовые акты, находить их справедливыми, гуманными, полезными, целесообразными либо относиться к ним нейтрально, полагая, что вновь принятые нормы его не интересуют и в практической деятельности ему не потребуются. Субъект может оценивать нормы и негативно, находить их несправедливыми, неде­мократичными, противоречащими его интересам и потребностям, правам и свободам, закрепленным Конституцией РФ.

Процесс усвоения познающим субъектом норм права завершает­ся формированием волевых актов, т.е. принятием решений, как следу­ет поступать в условиях наличного права: правомерно или противоправ­но. Избирая правомерный вариант поведения, участники конкрет­ных правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни и тем самым завершают процесс нормативно-правого регулирования. Желательный для государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным в конкретных действиях и поступках.

В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две.

Первая стадия - возникновение прав и обязанностей в конкрет­ном правоотношении. На основе действующих норм права и при наличии соответствующих жизненных обстоятельств у конкретных субъектов возникают права и обязанности, которые индивидуализи­руются в конкретных отношениях. Правоотношения представляют собой главное средство перевода норм права в плоскость прав и обя­занностей, принадлежащих конкретным лицам.

Вторая стадия — реализация прав и обязанностей участников кон­кретных правоотношений в реальной жизни. Эту стадию составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в со­ответствии с правами и обязанностями, индивидуализированными в конкретных правоотношениях. Воплощением общих норм в фак­тическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается про­цесс правового регулирования.

Однако не всегда и не все граждане, иные лица следуют требова­ниям норм права. Ни одно современное общество и государство не может ликвидировать правонарушения, т.е. ситуации, когда то или иное лицо, участник конкретного правоотношения действует противо­правно, сознательно нарушает нормы права. Тем самым возникает конфликт между лицом, совершившим правонарушение, и государ­ством. Лицо не желает выполнять нормативно-правовые установле­ния государства и пытается удовлетворить свои интересы и потреб­ности способами, не разрешенными действующими нормами права. В обществе возникают и существуют отношения и порядки, которые государство признает нежелательными и опасными для себя, обще­ства и интересов граждан и иных лиц.

Понятно, что с противоправными поступками государство ми­риться не может и вынуждено применять к правонарушителям дей­ственные меры - санкции, предусмотренные нарушенной нормой права, а также принуждать виновных лиц к реальному исполнению возложенных на них обязанностей.

Процесс применения юридической ответственности к правонаруши­телям составляет отдельную, самостоятельную стадию правового регу­лирования. Борьбу с правонарушениями прежде всего ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении правонарушений и применении юри­дической ответственности принимают граждане и их общественные объединения.

В частности, профсоюзы и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Экологические обще­ственные организации ведут активную борьбу с экологическими пре­ступлениями и правонарушениями. Важное значение в охране прав покупателей играют общества прав потребителей. Без участия граж­дан не могут действовать ни суд присяжных, ни суд в составе судьи и народных заседателей, правомочные рассматривать уголовные дела по наиболее сложным и тяжким преступлениям.

Таким образом, правовое регулирование - это деятельность госу­дарства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения го­сударственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: