Условия
ТЕМА 6 РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Рыночная структура показывает, в каких условиях действует фирма: много ли конкурентов, каков товар (стандартный, дифференцированный, уникальный), есть ли барьеры для новых фирм (монопольное владение сырьем, эффект масштаба, лицензии и патенты, недобросовестная конкуренция), диктует ли фирма цену на рынке или принимает ее.
Степень концентрации отрасли определяется по индексу Хиршмана-Герфиндаля.
XXI = ∑d2 Где d – доля самых крупных фирм (4).
Если XXI<1000, рынок слабоконцентрированный;
Если XXI=1000-2000, рынок среднеконцентрированный;
Если XXI>2000, рынок сильноконцентрированный.
Совершенная конкуренция
множество мелких, независимых фирм; товар стандартный; мелкая фирма принимает рыночную цену;
нет барьеров; совершенная информация.
Пример: рынки фондовые, валютные, сельскохозяйственные.
→
Фирма принимает равновесную цену Ро, все ед. товара у нее спрашивают по этой цене – кривая спроса D горизонтальная на уровне Ро. Это определяет и кривую предельной выручки для конкурента – она совпадает с кривой спроса.
Предельная выручка (MR) – выручка от продажи добавочной единицы товара.