Условия
ТЕМА 7 МОНОПОЛИЯ
- одна фирма, диктующая цену на рынке;
- товар уникальный;
- есть барьеры для новых фирм.
Пример: естественные монополии (электро-, тепло-, водоснабжение, порты, аэропорты, железнодорожные перевозки, городская телефонная связь, почта); временные монополии (патенты, новые рынки).
Рыночная нисходящая кривая спроса D является кривой спроса фирмы. Это определяет и кривую предельной выручки– она нисходящая, но круче и ниже кривой спроса.
Пример:
Цена P | Количество Q | Общая выручка TR | Предельная выручка MR |
-2 |
Данные таблицы показывают, что значение MR меньше Р, т.к. при снижении цены приходится снижать цену и на предыдущие единицы.
3. Равновесие для фирмы в краткосрочном и длительном периоде
а) Любая фирма выпустит тот объем, при котором MR=MC (Q*)
б) Р на кривой спроса при данном объеме Q (точка А)
в) прибыль на единицу Р-АТС, общая прибыль (Р-АТС)∙Q*(заштрихованный прямоугольник)
|
|
г) в краткосрочном периоде возможны убытки, в длительном – всегда прибыли, т.к. условия монополии уникальны. В долгосрочном равновесии Р>МС – не достигается эффективность распределения ресурсов; Р>АТСmin – не достигается производственная эффективность.