Вопросы и понятия (ответы) для альтернативно-множительной проверки
Вопросы | Понятия |
1. Что выделяется при дыхании? | А - древесина |
2. Что выделяется при фотосинтезе? | Б - дыхание |
3. По каким тканям передвигаются минеральные вещества? | В - испарение |
4. По каким тканям передвигаются органические вещества? | Г - камбий |
5. Через какие органы происходит испарение? | Д - кислород |
6. Какие известны видоизмененные стебли? | Е - клубень |
7. Что является центральной тканью побега? | Ж - кора |
8. В какой ткани делятся клетки? | З - корневище |
9. В какой орган картофеля употребляют в пищу? | И - луб |
10. Какой орган хрена употребляют в пищу? | К - луковица |
Л - пробка | |
М - сердцевина | |
Н - углекислый газ | |
О - фотосинтез | |
П - чечевичка |
Итого: 15 понятий
4) Ученик, приложив рамку к чистому листу бумаги, карандашом или ручкой обводит ее контуры и получает перфокарту, на ней слева по вертикали пишут цифры 1-10 сверху вниз, по горизонтали же сверху слева направо - буквы от "а" до "и" (по количеству терминов, их здесь 15). Затем, отвечая на вопросы в местах пересечения соответствующих цифр и букв, ставят крестик (табл. 26).
|
|
После ответов на вопросы учитель кладет собранные перфокарты учеников в стопу, сверху которой накладывает свой дешифратор (та же перфокарта, но с готовыми правильными ответами-крестиками в местах пересечения линий вопросов и ответов) и прокалывает в местах крестиков дешифратора шилом или иглой, после чего по проколам подсчитывает сам, или это проделывают его помощники-ассистенты, или подсчитывают сами учащиеся и сами себя оценивают и выставляют свои оценки в настенную ведомость. Последний вариант тестированной самопроверки и самооценки является наиболее характерным в работе учителей-новаторов, строящих свою работу и взаимоотношения с учащимися на основе партнерства и педагогики содружества (сотрудничества). Переоценить этот
методико-психологический прием при проведении проверки и оценки знаний невозможно. Оказанное учителем доверие для. самопроверки и тем более самооценки учащимся своих знаний является эффективным приемом мотивации, интенсификации и оптимизации всего учебно-воспитательного процесса. Оказанное учителем доверие учащимся воспитывает у них прежде всего честность, чувство ответственности, самостоятельности, самокритичности.
Таблица 26
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м | н | о | п | ||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | 5 см | |||||||||||||||
х | х | х | ||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||
х |
г) Задания по установлению соответствия между элементами двух или трех множеств.
|
|
Свою специфику имеет тестовая программированная проверка по распознаванию элементов целостной структуры. Такая проверка осуществляется по рисункам, графикам, схемам, фотоснимкам, картинам, специально изготовленным таблицам с четким изображением изучаемого объекта (множества, целостной системы, структуры). В качестве изучаемых объектов могут быть использованы организмы простейших, животные и растительные клетки и т.д. С левой стороны рисунка, например, клетки, на узкой загнутой полоске бумаги выписывается список наименований множества элементов клетки (таблица 27).
Таблица 27
1. Цитоплазма | ||
2. Клеточная мембрана | ||
3. Ядерная оболочка | ||
4. Ядро | ||
5. Ядрышко | ||
6. Митохондрии | ||
7. Лизосомы | ||
8. Центросомы | ||
9. Аппарат Гольджи | ||
10. Эндоплазматическая сеть | ||
11. Пиноцитозный пузырек | ||
12. Рибосомы |
Учащимся на схематическом рисунке клетки, где указанные структуры и органоиды обозначены пустыми кружочками, необходимо найти расположение того или иного органоида и сделать обозначение против соответствующей ему стрелки и кружочка. Такие рисунки лучше выполнять на плотной ватманской бумаге и там, где надо вписать цифру - номер элемента (органоида) клетки (или другой структуры), который соответствует номеру в прилагаемом списке органоидов, сделать отверстие. Тесты-рисунки с заданиями можно проецировать на экран диапроектором или кодоскопом. В процессе выполнения задания учащиеся под рисунком с отверстиями для обозначения органоидов клетки и надписи класса, фамилии и имени подкладывают лист чистой бумаги. Через отверстия записывают свой класс, фамилию и номера ответов. Вариантность работы выражается в различных цифровых обозначениях отдельных элементов рисунка-схемы или же обозначения цифр различными цветами, выполнять работу целесообразно в строго определенной последовательности. Учитель зачитывает текст работы, в который входит весь набор-тест контролируемых элементов (в данном варианте органоидов) рисунка-схемы клетки, изображенного на экране. Учащиеся на рисунке в своей карточке находят соответствующий органоид и на листочке записывают только ту цифру, которой в их варианте обозначен данный органоид. В итоге получается определенный цифровой ответ (код), который учитель легко и быстро может проверить при помощи своего ключа-дешифратора - правильного набора цифр по каждому варианту тестирования. В данном варианте программированной
тестированной проверки знаний о строении клетки можно выдержать такую последовательность и вариативность: цитоплазма - 1 (12), клеточная мембрана - 2 (11), ядерная оболочка - 3 (10), ядро - 4 (9), ядрышко - 5 (8), митохондрии - б (7), лизосомы - 7 (6), центросомы -8 (5), аппарат Гольджи - 9 (4), Эндоплазматическая сеть - 10 (3), пиноцитозный пузырек - 11 (2), рибосомы - 12 (1). Полученные цифры и будут кодовым ответом, который может быть проверен дешифратором учителя: 112-211-310-49-58-67-76-85-94-103-112-121.
Если дешифратор не совпадает с предложенным учащимся цифровым обозначением, значит им допущена ошибка, которую следует тут же исправить. Сделать это нетрудно. Усложняя этот вариант тестовой программированной проверки, можно составить и тесты по проверке знаний элементов (структуры) объектов через функции его отдельных элементов. Так, при тестировании знаний о функциях и структуре клетки целесообразно отобрать следующие наиболее принципиальные вопросы:
|
|
- Главные структуры клетки, влияющие на механизм ее деления.
- Часть клетки, в которой размещаются все ее компоненты.
- Органоид, в котором формируются рибосомы.
- "Энергетические", или силовые станции (пункты) клетки.
- Элемент, принимающий непосредственное и активное участие в синтезе жиров, белков, углеводов, а так же принимает участие в транспортировке и накоплении различных веществ в клетке.
- Органоид клетки, в котором происходит расщепление пищевых веществ, поступающих в клетку.
- Структурный элемент, отделяющий ядро от цитоплазмы.
Задания по системно расположенному материалу.
Задания в виде тестов, составленных учителем по целой теме только что изученной (закрепление нового материала) или давно пройденной теме, темам, разделу (повторение). В тесте преднамеренно пропущены наиболее важные слова, имеющие смысловое значение. Рядом с тестом вопросов в количестве 10 и более с правой его стороны также в виде столбца дается в 1,5-3 раза большее количество терминов (понятий) - ответов. Из них учащийся в процессе выполнения задания должен отобрать и вписать в пропущенные места теста только подходящие по смыслу ответа. Учащиеся, получив от учителя отпечатанные на машинке или размноженные с помощью
ротапринта (или ксерокса), наконец, за неимением множительной техники, написанные от руки тесты со словами-ответами, внимательно читают и выбирают нужное слово. Вопросы теста и номера ответов пронумерованы. После выполнения задания учащиеся сдают учителю перфокарту в виде узкой полоски бумаги с двумя горизонтальными строками и 15-20 графами по вертикали. В верхнем раду (строке) указаны номера вопросов теста, в нижнем - слов-ответов, С целью самооценки учащийся заполняет перфокарты в двух экземплярах: один - учителю, второй - себе. Учитель на доске пишет дешифратор - правильные ответы, а также коэффициент оценки. Учащиеся проверяют работу сами, определяют оценку, ставят ее на обратной стороне перфокарты и сдают учителю (см. таблицу 28). Обычно при 10 вопросах при двух ошибках оценка "4", при трех-четырех - оценка "3", более четырех - "2".
|
|
Таблица 28