Перфокарта двоично-выборочных заданий
Грачев Н., 7 класс | ||||||||||
В левой части карты (полоски) записывается фамилия, имя и класс ученика, в правой, в верхнем ряду - номера вопросов, в нижнем - ответы на них в зашифрованном виде. Учащимся предлагается набор (комплекс) подобранных учителем вопросов, на которые необходимы утвердительные или отрицательные ответы. Для удобства и оперативности оценки лучше подбирать в тесте 10 вопросов.
Например, задания для повторения знаний по размножению растений:
- Размножается ли яблоня прививкой?
- Размножается ли яблоня окулировкой?
- Весной ли проводится окулировка?
- Летом ли проводится прививка черенком?
- Семенами ли размножается картофель?
- Размножается ли смородина отводками?
- Размножается ли крыжовник усами?
- Размножается ли земляника черенками?
- Размножается ли огурец семенами?
- Размножается ли капуста рассадой?
Вопросы данного теста могут быть зачитаны учителем или его ассистентом, написаны заранее на доске учителем или его ассистентом, отпечатаны на машинке (ротапринте, ксероксе) или написаны и даны каждому учащемуся и, наконец, спроецированы на экран с помощью кодоскопа, диапроектора или других ТСО. Для оперативной и безошибочной проверки задания учитель заранее должен заготовить дешифратор, т.е. такую же узкую полоску бумаги с теми же размерами, что и задание-перфокарта для учащихся. При подготовке таких вопросов надо стремиться к тому, чтобы они были адресованы учащимся разной подготовленности и способностей, одновременно побуждая учащихся не только воспроизводить (репродуцировать) элементарные знания, но и выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, систематизации, обобщения с выводами.
б) Альтернативно-множественные задания (1-й вариант) реализуются с помощью избирательных тестов и перфокарт. В тестах учащимся предлагается комплекс вопросов (чаще 10) и несколько ответов, из которых необходимо выбрать правильные. Проверка и оценка выполнения тестовых задании учащихся проводится учителем, с помощью перфокарт, где по вертикали расположены порядковые номера вопросов, по горизонтали - буквенные обозначения ответов (таблица 24).
Таблица 24
Класс, Ф.И.О. | ||||||
А | Б | В | Г | Д | ||
Ученик работает, имея перед собой тест с набором из 10 вопросов и нескольких (до 5) ответов на каждый (для выбора правильного). На перфокарте против номера вопроса и буквы с правильным
ответом учащийся ставит крестик. Для проверки работы учитель пользуется дешифратором - это такая же по формату перфокарта, сделанная из более плотной бумаги, на которой в местах правильных ответов сделаны отверстия. Проверка и оценка знаний осуществляется очень быстро и ее проводят на уроке. Для этого следует наложить дешифратор на стопку аккуратно сложенных и совпадающих соответствующими отверстиями перфокарт и в местах правильных ответов на дешифраторе сделать прокол шилом, иглой или заостренной спицей. Перфокарты обычно делает учитель со своими помощниками-ассистентами из плотного картона или легкой жести, на которых в местах пересечения всех цифр и букв сделаны отверстия кружочком диаметром 5-10 мм. Учащиеся в процессе выполнения задания накладывают жесткие перфокарты на чистый лист обычной тетрадной бумаги и в местах правильных ответов через отверстия перфокарты ставят крестики. Учитель или помощники-ассистенты складывают полученные листки стопкой, при помощи дешифратора и спицы делают проколы в местах правильных ответов, а затем разбирают и по подсчетам совпадающих проколов и крестиков оценивают работы. Такая проверка и оценка знании проста в исполнении, она не вызывает никаких затруднений, способствуя учителю экономно и производительно использовать время на уроке. Такая проверка и оценка знании проходит оживленно, вызывая интерес учащихся к работе, активизируя их мыслительную деятельность.
в) Альтернативно-множительная проверка и оценка знании (2-й вариант). Для ее проведения учитель со своими помощниками-ассистентами делает следующее:
1) Готовят тест из 10 вопросов по изученному блоку темы или целой темы (например, тема "Стебель", 6 кл., табл. 25) и по порядку их пишут по вертикали на отдельных листках или на доске;
2) Выделяют из блока (темы) не менее 15 понятий и терминов и также их пишут на доске или на отдельном листке, но уже по горизонтали условно каждый из них обозначая буквой от "а" до "я".
3)Учитель выдает каждому ученику по одной рамке-трафарету, также заранее приготовленной из плотной ватманской бумаги. При этом размеры внутренних сторон рамки строго определенные: внутренние стороны длиной 11 × 15 см, внешние - 15 × 9,5 см.
Таблица 25