План изучения темы. Тема 5.3. Доказательства эволюции органического мира

Тема 5.3. Доказательства эволюции органического мира.

Задания для самостоятельного выполнения.

- Создать модель образования коацерватных капель и описать этот опыт.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Фронтальный опрос

- Индивидуальная работа по карточкам.

- Защита опытов.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Вчем заключается суть идеи о самозарождении жизни?

2. Каким образом Л. Пастер доказал несостоятельность теории самозарождения организмов?

3. Охарактеризуйте главную идею теории химической эволюции А. И. Опарина.

4. Что такое коацерваты?

5. В чем заключается сущность гипотезы панспермии?

6. Охарактеризуйте представления античных философов о возникновении жизни.

Основные понятия и термины по теме: креационизм, дарвинизм, раса, австролопитек, человек умелый, человек прямоходящий, неандертальцы, кроманьонцы, рудименты, атавизмы.

1. Современные гипотезы о происхождении человека.

2. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.

3. Единство происхождения человеческих рас.

Краткое содержание

1.Существуют две основные теории происхождения человека: теория божественного сотворения – креационизм и теория эволюционного происхождения – дарвинизм.

В креационизме также рассматриваются несколько гипотез. Например, согласно древним мифам люди произошли от богов, которые вступали в связь божественными сущностями другого плана. Самая популярная версия – это создание человека единым Богом.

Дарвинизм – появление человека в результате естественного отбора.

Дарвинизм предполагает, что человек произошел от высокоразвитых обезьян, которые научившись держать в руках палку, стали на обе ноги и начали вести гуманный образ жизни. Теория Дарвина имеет под собой основательную базу фактов, антропологических данных, сравнительных признаков и представляет собой хорошо выстроенную научную систему.

2. Согласно современной систематике, человек разумный (Homo sapiens) относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству людей. Основные из них: четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, сильно развитая кора переднего мозга, дифференцированная альвеолярная зубная система с возрастной сменой

зубов, сохранившиеся участки волосяного покрова, молочные железы. Длительное развитие эмбриона в теле матери, питание и газообмен которого происходит через плаценту, свидетельствует о принадлежности человека к высшим, или плацентарным, млекопитающим у человека.

Согласно современным научным представлениям, предки человека отделились от других узконосых обезьян более 30 млн. лет назад, от гиббоновых — около 20 млн. лет назад. Эволюция предков человека прослежена примерно с 3 — 4 млн лет назад, когда в саваннах Восточной Африки обитали австралопитеки (от лат. Australis — южный, pithecium — обезьяна).Хождение на двух ногах было важнейшим, а может, и единственным способом его передвижения. Человек умелый (Homo habilis) начал отделяться около3 млн. лет назад. Он перешел на питание более мягкой и разнообразной растительной и животной пищей.

Этот вид был назван человеком умелым, так как он изготовлял каменные

орудия труда, которые были обнаружены вместе с его останками в ущелье Олдовай Восточной Африки. Следующий предок человека- Человек прямостоячий (Homo erectus). Прямостоячий человек изготовлял более сложные

орудия не только из гальки, но и из крупных камней, отбивая от них куски. Наблюдается увеличение размеров головного мозга.

Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis) - Череп у него был гораздо массивнее, длиннее и уже, чем у современного человека, с массивными надбровными дугами. Его относят к древнейшим людям (палеоантропам). Сохранились их наскальные рисунки, огнем не пользовались.

Современные люди (Homo sapiens), или кроманьонцами (по названию пещеры Кро-Маньон на югеФранции), обладали хорошо развитым мозгом (1590 см3). Их череп имел прямойлоб, надбровный валик отсутствовал. Они были довольно агрессивными. Кроманьонцы обладали членораздельной речью, о чем свидетельствует хорошо развитый подбородочный выступ, наибольшая по сравнению с неандертальцем площадь отделов больших полушарий, где расположены двигательные речевые центры. С помощью речи кроманьонцы могли обмениваться личным опытом, обсуждать результаты совместных охот,

планировать свои дальнейшие действия.

3. Человеческие расы. — это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа. Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Существуют три расы: европеоидная (евразийская), экваториальная (австрало-негроидная), монголоидная (азиатско-американская). Причиной образования рас было географическое расселение и последующая географическая изоляция людей. Расовые признаки носили адаптивный характер, что в современном обществе утратило свое значение.

Практические занятия:

· Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

· Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

· Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: