Тема 8. Налоговый контроль

Если фактически наличествующие товарно-материальные ценности взвешены, обмерены или подсчитаны комиссией за один прием, то установленное таким путем количество имеющихся ценностей записывается комиссией в инвентаризационную опись.

Категорически запрещается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках товаров со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Если выборочной проверкой будут установлены расхождения между фактическим наличием и данными, показанными в спецификациях или маркировке поставщиков, инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку фактического наличия ценностей.

На складах и базах нецелесообразно перевешивать или пересчитывать те или иные товары, находящиеся в неповрежденной упаковке поставщиков, допускается внесение в описи данных об этих товарах по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. При этом проводится выборочная проверка части указанных ценностей в натуре, делая об этом соответствующую отметку (оговорку) в инвентаризационной описи, за исключением тех товаров, которые при распаковке могут подвергнуться порче, либо если распаковка приведет к понижению качества товаров.

Выявленные при инвентаризации расхождения (излишки или недостачи) оформляются составлением сличительных ведомостей по форме ИНВ-19 и соответствующими учетными записями.

В процессе инвентаризации составляется инвентаризационная опись фактического наличия ценностей по форме ИНВ-3.

Инвентаризация проводится в присутствии заведующего складом и других материально-ответственных лиц, при этом проверяют фактическое наличие товаров путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

При хранении товаров в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам их хранения.

Инвентаризация товаров, как правило, должна производиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. Нельзя допускать во время инвентаризации беспорядочного перехода от одного товара к другому.

Инвентаризация товаров проводится по местам хранения и по материально-ответственным лицам. В процессе инвентаризации уточняются остатки товаров, числящихся на счетах, на дату представления последнего товарного отчета.

Материально-ответственные лица осуществляющие приемку, хранение и отпуск товаров, несут полную материальную ответственность за вверенные им ценности на основании заключенных с ними договоров о полной материальной ответственности.

Одновременно с фактической проверкой товаров в натуре, проверяется состояние и ведение складского хозяйства. А так же проверяется правильность организации хранения и размещения товаров, при этом имеется в виду разнообразие физико-химических свойств многих товаров, например:

- скоропортящиеся (продукты полеводства, садоводства, огородничества, животноводства, птицеводства и другие);

- легко воспринимающие влагу (соль, сахар и другие);

- легко воспринимающие посторонние запахи (чай, сахар, мука, крупа и другие);

- обладающие специфическими запахами (рыба, табак и другие);

- убывающие в весе (овощи, бахчевые, мясные и другие);

- легковоспламеняющиеся и другие

Тема 6. Проверка расходов и осуществления расчетов бюджетных учреждений.

Контроль целевого использования бюджетных средств может проводиться Счетной палатой РФ, ФСФБН, КСО субъектов РФ и муниципальных образований (при представительных или исполнительных органах).

Нецелевое использование средств бюджета является самым распространенным и исторически первым из установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации нарушений бюджетного законодательства.
Методика:

Проверяются выписки банка о поступлении целевых средств с платежными поручениями (Например, целевые дотации, субвенции, субсидии, финансирование), разнарядка на финансирование, прохождение платежных ведомостей через отделение федерального казначейства, дохождение средств до конечного получателя бюджетных средств. По итогам проверки составляется акт, предписание или представление (при нарушении законодательства) При выявленных нарушениях виновные лица привлекаются к административной, уголовной или иной ответственности.


Нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:

  • использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
  • использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
  • иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.

При проверке состава ФЗП штатного персонала учреждений соцкультсферы определяется обоснованность всех начислений дополнительно к должностному окладу. Проверяется соответствие занимаемой должности по штатному расписанию и присвоенному окладу. Анализируется обоснованность и законность всех видов компенсационных выплат. При дополнительных надбавках за непрерывный стаж работы проверяется наличие необходимых записей в трудовых книжках. При проверке соответствия занимаемой должности в соответствии с полученным образованием изучаются документы об образовании (дипломы, удостоверения и т.п.), копии которых хранятся в отделе кадров, а также наличие дополнительного образования, или научных званий, степеней, категорий и т.п., а также наличие соответствующих приказов на установление окладов (доплат). Для проверки правильности определения средней ставки заработной платы используется тарификационный список, имеющийся в каждом учреждении, в котором указаны все данные на каждого сотрудника, его должностной оклад и все виды возможных доплат.

Проверка правильности составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Цель проверки: подтверждение правильности и обоснованности плановых расходов, их целесообразности и экономности, соответствия нормам законодательства. Смета бюджетного учреждения представляет собой плановый документ, определяющий условия финансирования бюджетополучателей. Показатели сметы могут быть изменены в связи с принятием закона о соответствующем бюджете.

При проверке составления сметы ревизор должен проверить соответствие формы (утверждается главным распорядителем бюджетных средств соответствующей отрасли) и заполнение обязательных реквизитов. Так, титульный лист сметы должен содержать наименование и адрес бюджетополучателя, КБК, наименование главного распорядителя бюджетных средств, сведения о штатах и объеме общего финансирования. Следует помнить, что объем финансирования учреждения не может превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования. Смета должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером учреждения и утверждена руководителем вышестоящей организации. Основная часть сметы содержит таблицы с расчетами по кварталам объемов финансирования, ревизор проверяет соответствие этих показателей бюджетной росписи. Также проверяется на соответствие отнесение доходов и расходов по смете на КБК или операциям сектора государственного управления. По расходам проверяется правильность применения нормативных актов при обосновании расчетов. Третий раздел сметы содержит подробные расчеты по каждой статье. Для их проверки используются заключенные договоры, анализируются основные показатели деятельности бюджетного учреждения, установленные нормы и нормативы и их соблюдение в сметных расчетах. При осуществлении учреждением предпринимательской деятельности уделяется особое внимание учету в смете всех возможных доходов, а также проверяется распределение расходов за счет соответствующих источников финансирования.

Необходимо проверить, учтены ли в смете:

  • средства, получаемые из бюджета;
  • средства, получаемые из внебюджетных фондов;
  • доходы, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности.

Проверка правильности исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Проверка составления и исполнения бюджетной сметы является одним из наиболее сложных вопросов проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

В ходе проверки проводится документальное и фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению осуществляются путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т. п.

При проверке в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным и валютным счетам, операций с материальными ценностями, а также по изучению:

  • учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов по их форме и содержанию;
  • полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской отчетности с данными аналитического учета;
  • фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в государственной или муниципальной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
  • постановки и состояния бюджетного учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемом учреждении;
  • состояния системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении, в том числе наличия и состояния текущего контроля над движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
  • принятых учреждением мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.

Особое внимание уделяется следующим разделам сметы:

Проверка расчетов по оплате труда (подстатья 211 «Заработная плата»)
Проверяется соответствие расчетов федеральному и региональному законодательству, положению об оплате труда и премировании учреждения. Также проверяется штатное расписание учреждения.

Проверка прочих услуг (подстатья 226 «Прочие работы, услуги»)
На данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221–225, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг. Так как данная подстатья имеет широкий спектр применения, то инспекторы анализируют правильность отнесения расходов на данную подстатью.

Проверка прочих расходов (подстатья 290 «Прочие расходы»)
На данную статью относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.

Проверка поступления и расходования нефинансовых активов (статья 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»)
При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к определенной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы, соответствие произведенных расходов утвержденной смете по соответствующему коду бюджетной классификации, правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания, правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании норм расхода, соблюдение порядка закупки товаров и услуг.
Проверка постановки и состояния бюджетного учета и отчетности
Проверка осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н).

В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. Также проверяется наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).

В ходе проверки осуществляются:

  • проверка операций по движению средств на счетах в органах казначейства;
  • проверка порядка ведения кассовых операций;
  • проверка расчетов с подотчетными лицами;
  • проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
  • проверка учета основных средств и материальных запасов;
  • проверка предпринимательской деятельности учреждения.

В процессе проверки у инспекторов могут возникать вопросы. В связи с этим они вправе требовать письменных объяснений от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки.

В ходе проверки может проводиться встречная проверка. Она осуществляется путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
Стандартными нарушениями для объектов контроля являются:

  • несоблюдение принципов полноты отражения доходов и расходов бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • несоблюдение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • увеличение расходов за счет роста дефицита бюджета;
  • несоблюдение требований в части превышения ограничений расходования бюджетных средств;
  • несоблюдение принципа целевого использования средств;
  • неисполнение требования о предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности в результате операций по излишней уплате налогов в бюджет;
  • несоблюдение правил установления ежемесячных надбавок и доплат, выплачиваемых из надтарифного фонда оплаты труда;
  • отсутствие лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности;
  • оказание платных образовательных услуг вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Следует отметить, что эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. Взаимодействие между субъектом и объектом налогового контроля носит характер прямой и обратной связи, которые можно отобразить схематично следующим образом:


Налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов, выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и соблюдению налоговой дисциплины. В процессе налогового контроля реализуется совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, по обеспечению требований налогового законодательства, правильности исчисления, полноте и своевременности внесения налогов в бюджет.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администраторами).

Налоговый контроль следует отличать от государственного контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи со значимостью налогов как основного доходного источника бюджетов всех уровней выделяется особый вид деятельности - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Это понятие включает в себя деятельность любых органов, осуществляющих контрольные функции - от Прокуратуры РФ и Счетной Палаты до органов внутренних дел, то есть властных институтов Российской Федерации.

Реализация налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами требований законодательства о налогах и сборах. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Основное направление налогового контроля — контроль за соблюде­нием законодательства, регулирую­щего процесс поступления финансо­вых ресурсов в специальные центра­лизованные фонды публичных субъ­ектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций в рамках установленных полномочий.

Содержаниеналогового контролязаключается в отслеживании правильности уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и плательщиками сборов в централизованные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т. е. правильности отчуждения налога плательщиками в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. В целевой обособленности контролируемых операций и проявляется специфика налогового контроля по отношению к финансовому контролю в целом.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Объектомналогового контроляявляется только та деятельность налогоплательщика, которая связана с выполнением им своих налоговых обязанностей, в том числе - правильность исчисления налогового платежа, своевременное его перечисление, осуществление иных действий, непосредственно связанных с выполнением налогоплательщиком своих налоговых обязанностей (постановка на учет в налоговые органы, представление периодической отчетности и т.п.). Особенность налоговых отношении и собственно налогового контроля заключается в том, что все контрольные мероприятия осуществляются на постоянной основе.

Налоговый контроль проводится в определенной последовательности и включает следующие стадии: регистрация и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; осуществление камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль за своевременной уплатой начисленных сумм; проведение документальных проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

Налоговый контроль как специализированная отрасль экономического контроля использует разнообразные способы практической организации для наиболее эффективного выполнения целей, стоящих перед ним. Формы, виды и методы налогового контроля выражают содержание контрольного процесса. Их классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Выбор методики контрольных процедур зависит от самостоятельных решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей налоговой проверки.

По объему, охватываемому налоговыми проверками, различаются полный (или комплексный) и частичный (тематический) контроль. Использование указанных разновидностей обусловлено направленностью налогового контроля на решение определенных задач. Тематические проверки проводятся на основании оперативной информации, предоставленной правоохранительными органами, а также на основе анализа сведений о деятельности налогоплательщика, ее качественных и количественных характеристик в сопоставлении с показателями налоговых начислений. В ходе тематических проверок исследуются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, например, операции с валютой и валютными ценностями, результатов внешнеэкономической деятельности, налогообложения безвозмездно полученных средств и так далее. Такие проверки, проводимые сквозным методом по признакам однотипности операций или признаку взаимной связи между различными субъектами хозяйствования, активно задействуют аналитические методы, усиливая продуктивность контроля. К числу тематических проверок можно отнести и активно применяемую на практике методику встречного контроля.

Комплексные налоговые проверки, предусматривающие достаточно полное изучение информации о налогоплательщике, позволяют значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации. Последнее обстоятельство обусловлено сокращением возможностей утаивания негативной для налогоплательщика информации. Помимо прочего, комплексные проверки позволяют налоговым работникам специализироваться на проверках отдельных вопросов, что при повышении качества проверок сокращает время их проведения и рационализирует труд налоговых инспекторов.

Большая часть налоговых проверок проводится по плану-графику, который разрабатывается на календарный год и утверждается начальником налогового органа. Внезапная (внеплановая) проверка может быть проведена, если последняя налоговая проверка выявила значительные нарушения налогоплательщиком своих обязанностей или имеются факты, позволяющие достоверно предполагать такие нарушения; имеются факты, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика; имеются факты о документально неподтвержденном приросте имущества или другого объекта налогообложения; не представлена налоговая декларация (налоговые расчеты) или другие документы, необходимые для исчисления налога; имеются факты, позволяющие достоверно предполагать возможность сокрытия объекта налогообложения; предыдущая проверка была проведена с нарушением порядка проведения или ее заключения содержат недостоверные данные.

Разграничение налогового контроля по месту его осуществления базируется на отличиях в форме и методике организации камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральные проверки проводятся без выхода налогового инспектора на объект контроля по материалам предоставляемым налогоплательщиками: бухгалтерских балансов, отчетности, деклараций и расчетов по налогам, в момент их принятия должностным лицом налогового органа. При камеральной проверке применяются, в основном, методы визуального и аналитического контроля, предполагающие оценку согласованности показателей баланса и налоговых расчетов; правильности расчета налоговых обязательств к уплате конкретным плательщиком за истекший период; правильность применения льгот; полноту начисляемых налогов; своевременность предоставления расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности.

Проверка с выходом на объект контроля (выездная ) характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, их сопоставление с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Документальная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля. Вместе с тем, кроме документальной формы, при выездных проверках широко используются и приемы фактического контроля.

Согласно Налоговому кодексу РФ субъектаминалогового контроля(органами, осуществляющими налоговый контроль) являются налоговые органы Российской Федерации.

Отношения по осуществлению налогового контроля как разновид­ность налоговых отношений должны в наибольшей степени согласовы­ваться с требованиями, предъявляе­мыми к системе налогообложения в целом. При этом задачи, решаемые в ходе проведения мероприятий налогово­го контроля, должны соответство­вать тем задачам, которые ставит го­сударство перед всей налоговой си­стемой. В этой связи следует при­знать, что реформирование налого­вой системы должно проводиться вместе с реформой системы налого­вого контроля, эта задача в качестве первоочередной указывается в целом ряде правительственных документов.

Реформирование налоговой сис­темы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специ­ализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текуще­го налогового контроля, сосредото­чением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исклю­чением возможного дублирования контрольных полномочий различны­ми государственными органами.

Федеральная налоговая служба с целью реализации своих полномочий в процессе осуществления разнообразных мероприятий налогового контроля имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Основным видом налогового контроля явля­ются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременнос­тью, полнотой и правильностью выполнения на­логоплательщиком своих обязанностей. Осталь­ные разновидности налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут приме­няться для сбора доказательств по выводам, ко­торые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными видами налогово­го контроля могут быть: истребование докумен­тов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специ­алиста, сопоставление данных о расходах и до­ходах физических лиц, экспертиза, учет нало­гоплательщиков, а также дру­гие, предусмотренные Налоговым ко­дексом. В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика.

В процессе проведения мероприятий налогового контроля должностное лицо налоговых органов обязано соблюдать определенную процедуру (регламент) с целью проверки правомерности действий налогоплательщика по расчету налогового обязательства и своевременности его исполнения. Регламентация деятельности государственных органов определена как приоритетное направление развитие административной реформы, этим фактом определяется необходимость совершенствования методики и процедур налоговых проверок по обеспечению плательщиками полного и своевременного исполнения налоговой обязанности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: