Старение автомобилей и их составных частей

Старение – процесс необратимого изменения свойств и состояний авто и его агрегатов, что обусловлено структурными превращениями, химическими изменениями в материалах из которых изготовлены детали, а также постепенным накоплением в конструкции авто микро и макроповреждений при эксплуатации.

При эксплуатации авто имеет место:

- физическое изнашивание материала деталей

– потеря усталостной прочности их материалов

Как при эксплуатации, так и при его хранении происходит изменения связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в Ме. Старение всегда связано с временем.

Старение деталей происходит в результате воздействия нескольких различных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.

Изнашивание – процесс отделения материала с поверхности твердого тела и/или рост его остаточной деформации при трении, которая проявляется в постепенном изменении размеров и форм тела детали.

Износ – результат изнашивания, определяется в установленных единицах толщины слоя, объёма, массы. Процесс изнашивания обычно происходит в три этапа:

1-я стадия – приработка сопряженных поверхностей деталей, при этом отрезок времени - относительно небольшой. На этой стадии износ изменяется нелинейно, скорость изнашивания высокая, но постепенно падает.

2-я стадия – наиболее продолжительна, характеризуется стабильностью процесса, скорость изнашивания небольшая и const.

3-я стадия – ускоренное изнашивание, характеризуется резковозрастающей скоростью изнашивания, и соответственно самим износом. Причиной этого является изменение условий трения из-за изменения размеров и формы трущихся пов-й.

Деформация деталей может быть обратимой (упругой) и необратимой (остаточной).

Деформация возникает при появлении напряжений в материале детали. Если возникающее напряжение меньше предела его упругости, то такая деформация наз-ся – упругой, если больше – остаточная.

Упругая деформация может сопровождаться и остаточной, например при высокой температуре.

Остаточная деформация – изменяет размеры и конфигурацию детали.

Разрушение приводит к полному расчленению детали, при этом разрушения бывают:

- вязкие;

- хрупкие;

- усталостные.

Коррозия – представляет собой разрушение Ме вследствие химического и электро-химического взаимодействия их с коррозионной средой.

Эрозия и кавитация – возникают при действии на Ме потока жид-ти которая движется с высокой скоростью. На поверхностях деталей, которые подвержены жидкостной эрозии образуются пятна, полосы и вымоины. Таким повреждениям подвержены детали системы охлаждения и крылья кузова.

Предельным состоянием – наз-ся состояние авто или его составных частей при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо, нецелесообразно или их восстановление невозможно/нецелесообразно. Количество значений показаний предельного состояния устанавливают в нормативно-технической документации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: