Этапы развития процесса

Уровень зрелости процессов управления ИТ

Что такое процесс?

Согласно ITIL®, процесс – это структурированный набор видов деятельности, направленный на достижение определенной цели. Из этого определения следует, что если у ИТ подразделения есть пользователи, и у этих пользователей периодически ломаются компьютеры, то в ИТ есть процесс починки компьютеров. Или, "по научному" процесс Управления Инцидентами.

Т.е. процессы в организации объективно существуют, вне зависимости от нашего к ним отношения. Почему же тогда часто мы говорим о «внедрении» процесса? Какие этапы в своем развитии должен пройти процесс, чтобы считать его «внедренным»?

Первый этап мы уже рассмотрели: есть определенная цель (например, устранять инциденты) и есть определенные виды деятельности в разных подразделениях, ведущие к этой цели. Специалисты внутри различных подразделений должны взаимодействовать между собой. В жестко иерархической структуре все взаимодействие осуществляется через руководство. Однако, при такой схеме, начальник превращается из руководителя в диспетчера информационных потоков. Собственно на руководство времени не остается.

Поэтому очень логичным представляется один раз договориться о правилах взаимодействия между сотрудниками различных подразделений, и требовать выполнения этих правил.

И это второй этап – появляются устоявшиеся практики, закрепленные договоренностями.

Однако, договоренности забываются, люди, их заключившие, увольняются, и т.д.

Поэтому следующий логичный шаг – записать то, о чем договорились. Так появляются, протоколы совещаний, различные памятки и записки. Когда же в этом ворохе бумажек, документов и инструкций становится сложно разобраться, у руководства появляется следующая, весьма логичная мысль – четко определить цель, выделить все активности направленные на достижение этой цели и создать структурированную документацию, описывающую эти активности.

Таким образом мы приходим к третьему этапу. И именно в этот момент обычно начинают говорить о "внедрении" процесса. На самом деле речь идет только об организации и документировании определенных видов деятельности. Еще раз повторюсь, процесс - не есть нечто искусственное, он существует вне зависимости от нашего желания, и под внедрением процесса мы понимаем некоторую его формализацию, направленную на повышение управляемости.

После того, как деятельность документирована и цель этой деятельности четко определена, встает вопрос: а как мы узнаем, что цель достигается, как померить, насколько мы близки к цели? И другой не менее важный вопрос: рационально ли мы работаем, оправдывает ли цель те средства, что тратятся на ее достижение?

Очевидно, чтобы ответить на эти вопросы необходимо ввести некие измеримые показатели. Иногда эти показатели называют Key Goal Indicator (показатели результативности) и Key Performance Indicator (показатели рациональности). Таким на образом, четвертом этапе мы добавили к нашей деятельности (или процессу) измеримость. А ведь нельзя управлять тем, что нельзя измерить.

Измеряя процесс и управляя им, вполне возможно, мы обнаружим, что не везде деятельность ведется оптимально. Разумно поискать пути улучшения в других организациях, или в литературе. В этот момент, когда процесс достигает уровня лучших индустриальных практик и постоянно совершенствуется, мы можем говорить о пятом этапе развития процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: