Перечень вопросов к экзамену

1. Предмет, основные направления дифферен­циальной психологии.

2. Этапы развития дифференциальной психологии: донаучный этап, есте­ственнонаучный и гуманитарный периоды.

3. Предпосылки превращения дифференциальной психо­логии в отдельную науку.

4. Понятие психологической нормы.

5. Краткая характеристика методов дифференциальной психологии.

6. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование.

7. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый.

8. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография.

9. Собственно психологи­ческие методы: интроспективные, психофизиологические, социально-пси­хологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельно­сти, тестирование, психосемантические.

10. Источники индивидуальных различий.

11. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).

12. Биоге­нетические, социогенетические, двухфакторные теории.

13. Современное понимание наследственности и среды. Сложная струк­тура среды.

14. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.

15. Дифференци­альная психофизиология как научная база психологии индивидуальных раз­личий.

16. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).

17. Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент.

18. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я. Стреляу, В.М. Русалова.

19. Темперамент как свойство индивидуальности.

20. Место характера в структуре инди­видуальности. Соотношение характера и темперамента.

21. Психология ха­рактера в работах А.Ф. Лазурского.

22. Типо­логия характера Г.Хейманса—Р.ЛеСенна.

23. Понятие акцентуации характера, их развитие (на основе взглядов К. Леонгарда, А.Е. Личко).

24. Формирование характера.

25. Способности в структуре ин­дивидуальности.

26. Теории способностей.

27. Исследования ин­теллектуальных способностей.

28. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Дж. Келли).

29. Теории множественности интеллектов.

30. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности.

31. Психологические типы по К.-Г. Юнгу.

32. Клинико-экзистенциальная типология характеров П.Волкова.

33. Достоинства и огра­ничения психологических типологий.

34. Черты как психологическая категория.

35. Теория черт Г. Айзенка.

36. Теория черт личности в теории Р.Б. Кеттелла.

37. Модель Большой Пятерки: подтверждение ее валидности.

38. Пол в структуре индивидуальности.

39. Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения).

40. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.

41. Половые различия в психологических качествах.

42. Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии.

43. Направленность личности в структуре индивидуальности.

44. Учение Э. Шпрангера.

45. Профессиональные интересы и их диагностика.

46. Профессиональная самореализация мужчин и женщин.

47. Стиль общения в структуре индивидуальности.

48. Стилевые особенности индивидуальности.

49. Индивидуальный стиль в отечественной психологии.

50. Понятие когнитив­ного стиля в психологии индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: