Предпосылки оформления дифференциальной психологии в отдельную науку: внедрение в психологию экспериментального метода, использование методов статистического анализа, использование данных психогенетики.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Б.3ДВ.1» «Психодиагностика индивидуальности»
(шифр по РУП) (наименование дисциплины по РУП)
Направление подготовки 050400 психолого-педагогическое образование
(указывается код и наименование направления подготовки)
Составитель (и): к.псих.н. ст.пр. Енгибарян Л.С.
Ф.И.О.
Армавир, 2013
Примерная тематика семинаров занятий (3 семестр)
Практическое занятие №1. (2 часа).
ТЕМА: Предмет и основные направления дифференциальной психологии.
Основные понятия: внеситуативно-познавательная форма общения, внеситуативно-личностная форма общения, психологическая готовность к школе, сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, школьная зрелость, эгоцентризм.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Дифференциальная психология как отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики и индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий
|
|
2.Три этапа развития психологии: донаучное знание, естественнонаучная парадигма познания и гуманитарная парадигма.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
Литература для подготовки к занятию:
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
|
|
Задания для СРС: Законспектировать психологические теории, основанные на идиографическом анализе индивидуальности (В. Штерн, Г.Олпорт, Дж. Келли, теории феноменологической психологии). Принципы и методы идиографического анализа.
Практическое занятие №2. (2 часа).
ТЕМА: Методы исследования и способы распознавания разноуровневых характеристик индивидуальности.
Основные понятия: индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Приемы изучения нейродинамического уровня в структуре индивидуальности. Способы экспериментального исследования психодинамического уровня. Методики изучения личностного уровня.
2. Подсистема матеиндивидуальности и способы ее исследования.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
Литература для подготовки к занятию:
8. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
9. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
10. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
11. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
12. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
13. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
14. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
Практическое занятие №3. (2 часа).
ТЕМА: Личность, индивид, индивидуальность.
Основные понятия: индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Определение источников индивидуальных вариаций психического как центральная проблема дифференциальной психологии. Взаимодействие между наследственностью и средой как источник порождения индивидуальных различий. Среда и наследственность в концепции Л.С.Выготского.
2. Соотнесение понятий индивид, индивидуальность и личность. Сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и Э.А.Голубевой.
3. Специальная теория индивидуальности как теория о происхождении, структуре и месте биологических факторов (темперамента) в общей структуре индивидуальных свойств человека. Психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
|
|
Литература для подготовки к занятию:
15. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
16. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
17. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
18. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
19. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
20. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
21. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
Задания для СРС: Законспектировать специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).
Практическое занятие №4. (2 часа).
ТЕМА: Место способностей в структуре индивидуальности.
Основные понятия: индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Способности как индивидуально-психологические особенности личности. Задатки, способности, одаренность и гениальность.
2.Концепции способностей: теории наследственности (Ф.Гальтон), теория приобретенных способностей (Гельвеций, Эшби), диалектика врожденного и приобретенного в способностях (Гальперин, Теплов и др. отечественные психологи).
3.Диагностика интеллектуальных способностей.
4.Факторные теории интеллекта. Теории множественного интеллекта.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
|
|
Литература для подготовки к занятию:
22. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
23. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
24. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
25. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
26. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
27. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
28. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
Задания для СРС: Законспектировать исследования интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Т. Келли).
Практическое занятие №5. (2 часа).
ТЕМА Типологический подход к изучению личности и характера.
Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
- Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К. Юнгом.
- Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интроверсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характера П.В. Волкова.
- Понятие психологической защиты. Психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс. Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
Литература для подготовки к занятию:
- Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
- Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
- Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
- Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
- Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.
Практическое занятие №6. (2 часа).
ТЕМА Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности.
Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Научные объяснения природы психологических черт личности.
2.Теория черт личности, разработанная Г. Айзенком.
3.Психология черт личности в теории Р. Кеттелла.
4.Модель «Большой Пятерки» и подтверждения ее валидности в психологических исследованиях. Достоинства и недостатки подхода изучения личности с позиции психологии черт. 5.Уравнение спецификации Р. Кеттелла.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
Литература для подготовки к занятию:
- Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
- Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
- Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
- Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
- Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.
Практическое занятие №7. (2 часа).
ТЕМА Понятие акцентуации в дифференциальной психологии
Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита, акцентуация характера, характер.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Понятие «акцентуация» в психологии. Акцентуация как характеристика индивидуальности человека.
2.Развитие данного понятия в отечественной и зарубежной психологии.
3.Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Личко.
4.Использование DSM-4 при исследовании индивидуально-психологических различий.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
Литература для подготовки к занятию:
- Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
- Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
- Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
- Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
- Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.
Практическое занятие №8. (2 часа).
ТЕМА Характер.
Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита, акцентуация характера, характер.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Место характера в структуре индивидуальности.
2.Соотношение характера и темперамента.
3.Психология характера в работах А.Ф. Лазурского.
4.Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса – Р. Ле Сенна.
5.Активность, эмоциональность как основания для выделения типов характера.
6Характер как реакция личности на фрустрации. Формирование характера.
7.Взаимосвязь среды и наследственности в процессе формирования характера.
8.Черты личности и характер.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.
Литература для подготовки к занятию:
- Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
- Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
- Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
- Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
- Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.
V.7. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов