Функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии распознавания разноуровневых свойств индивидуальности

Предпосылки оформления дифференциальной психологии в отдельную науку: внедрение в психологию экспериментального метода, использование методов статистического анализа, использование данных психогенетики.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Б.3ДВ.1» «Психодиагностика индивидуальности»

(шифр по РУП) (наименование дисциплины по РУП)

Направление подготовки 050400 психолого-педагогическое образование

(указывается код и наименование направления подготовки)

Составитель (и): к.псих.н. ст.пр. Енгибарян Л.С.

Ф.И.О.

Армавир, 2013

Примерная тематика семинаров занятий (3 семестр)

Практическое занятие №1. (2 часа).

ТЕМА: Предмет и основные направления дифференциальной психологии.

Основные понятия: внеситуативно-познавательная форма общения, внеситуативно-личностная форма общения, психологическая готовность к школе, сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, школьная зрелость, эгоцентризм.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Дифференциальная психология как отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики и индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий

2.Три этапа развития психологии: донаучное знание, естественнонаучная парадигма познания и гуманитарная парадигма.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Законспектировать психологические теории, основанные на идиографическом анализе индивидуальности (В. Штерн, Г.Олпорт, Дж. Келли, теории феноменологической психологии). Принципы и методы идиографического анализа.

Практическое занятие №2. (2 часа).

ТЕМА: Методы исследования и способы распознавания разноуровневых характеристик индивидуальности.

Основные понятия: индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Приемы изучения нейродинамического уровня в структуре индивидуальности. Способы экспериментального исследования психодинамического уровня. Методики изучения личностного уровня.

2. Подсистема матеиндивидуальности и способы ее исследования.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

8. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

9. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

10. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

11. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

12. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

13. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

14. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Практическое занятие №3. (2 часа).

ТЕМА: Личность, индивид, индивидуальность.

Основные понятия: индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Определение источников индивидуальных вариаций психического как центральная проблема дифференциальной психологии. Взаимодействие между наследственностью и средой как источник порождения индивидуальных различий. Среда и наследственность в концепции Л.С.Выготского.

2. Соотнесение понятий индивид, индивидуальность и личность. Сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и Э.А.Голубевой.

3. Специальная теория индивидуальности как теория о происхождении, структуре и месте биологических факторов (темперамента) в общей структуре индивидуальных свойств человека. Психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

15. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

16. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

17. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

18. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

19. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

20. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

21. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Законспектировать специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).

Практическое занятие №4. (2 часа).

ТЕМА: Место способностей в структуре индивидуальности.

Основные понятия: индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Способности как индивидуально-психологические особенности личности. Задатки, способности, одаренность и гениальность.

2.Концепции способностей: теории наследственности (Ф.Гальтон), теория приобретенных способностей (Гельвеций, Эшби), диалектика врожденного и приобретенного в способностях (Гальперин, Теплов и др. отечественные психологи).

3.Диагностика интеллектуальных способностей.

4.Факторные теории интеллекта. Теории множественного интеллекта.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

22. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

23. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

24. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

25. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

26. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

27. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

28. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Законспектировать исследования интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Т. Келли).

Практическое занятие №5. (2 часа).

ТЕМА Типологический подход к изучению личности и характера.

Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К. Юнгом.
  2. Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интроверсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характера П.В. Волкова.
  3. Понятие психологической защиты. Психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс. Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

Практическое занятие №6. (2 часа).

ТЕМА Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности.

Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Научные объяснения природы психологических черт личности.

2.Теория черт личности, разработанная Г. Айзенком.

3.Психология черт личности в теории Р. Кеттелла.

4.Модель «Большой Пятерки» и подтверждения ее валидности в психологических исследованиях. Достоинства и недостатки подхода изучения личности с позиции психологии черт. 5.Уравнение спецификации Р. Кеттелла.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

Практическое занятие №7. (2 часа).

ТЕМА Понятие акцентуации в дифференциальной психологии

Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита, акцентуация характера, характер.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Понятие «акцентуация» в психологии. Акцентуация как характеристика индивидуальности человека.

2.Развитие данного понятия в отечественной и зарубежной психологии.

3.Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Личко.

4.Использование DSM-4 при исследовании индивидуально-психологических различий.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

Практическое занятие №8. (2 часа).

ТЕМА Характер.

Основные понятия: экстраверсия, интроверсия, психологическая защита, акцентуация характера, характер.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Место характера в структуре индивидуальности.

2.Соотношение характера и темперамента.

3.Психология характера в работах А.Ф. Лазурского.

4.Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса – Р. Ле Сенна.

5.Активность, эмоциональность как основания для выделения типов характера.

6Характер как реакция личности на фрустрации. Формирование характера.

7.Взаимосвязь среды и наследственности в процессе формирования характера.

8.Черты личности и характер.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

V.7. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: