Монометрический подход

Рис. 5. Иерархическая модель интеллекта С. Барта.

Рис. 4. Иерархическая модель структуры способностей.

При факторизации тестов, построенных по принципу иерархической модели, выделяется спирменовский «G»-фактор и его же 3 групповых: вер-бальный, пространственный и групповой. Можно привести еще ряд замеча-ний, но иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в первую очередь, тестам Д. Векслера, которые были созданы на ее основе.

В отличие от модели Ф. Вернона модель Д. Векслера влючает в себя лишь три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень групповых фато-ров, а именно, - интеллекта действий и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.

Д. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесооб-разному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимо-действию с окружающим миром. Д. Векслер показал, что успешность реше-ния интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщения к культуре, любознательности, двигательной активнос-ти и т.д. Личностные особенности человека прямо детерминируют любой ин-теллектуальный акт.

Д. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект - его природные психо-физиологические возможности.

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют об об-ратном: преимущественно обусловлены наследственностью оценки по вер-бальной части шкалы Д. Векслера (субтесты «Осведомленность», «Словарный», «Шифровка»), а социальными факторами обусловлена успеш-ность выполнения невербальных тестов («Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Косса»), а также субтеста «Понят-ливость».

В заключении, остановимся на наиболее старой априорной иерархичес-кой модели интеллекта, предложенной Сирилом Бартом (Рис.5).

Его функциональная модель структуры интеллекта включает в себя 5 уровней. Критерием выделения уровня является сложность когнитивного процесса: 1) уровень общего интеллекта, 2) уровень концептуальных отноше-ний, 3) уровень ассоциаций, 4) уровень восприятия, 5) уровень ощущений.

В настоящее время эта модель - «достояние истории». Иерархическая модель, по мнению многих авторов, является не столько теорией, сколько способом борьбы с изобилием специфических факторов, то и дело рожда-ющихся при факторноаналитических исследованиях.

Есть одна важная закономерность: чем шире диапазон используемых тестов (чем разнороднее задачи) и чем более выборка испытуемых прибли-жается по своим характеристикам к генеральной совокупности, тем более яв-но при факторноаналитической обработке результатов выделяется «G»-фактор.

Наиболее ярким и последовательным представителем одномерного под-хода к интеллекту был выдающийся психолог Г. Ю. Айзенк. С точки зрения Айзенка, можно говорить о различных типах концепции интеллекта: биоло-гической, психометрической и социальной, соответствующих разным струк-турным уров­ням интеллекта.

В содержание понятия «биологический интеллект» включаются осо-бенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за по-знавательную активность. Они определяют индивидуальные отличия интел-лекта и связывают их с наследственностью. Основными показателями биоло-гического интеллекта являются характеристики усредненных вызванных потенциалов (УВП), электро­энцефалограммы (ЭЭГ), время реакции (ВР), кожно-гальваническая реакция (КГР). Но откуда исследователь знает, что тот или иной показатель ЭЭГ связан с при­родой интеллекта?

Ключевым является понятие «психометрического интеллекта», который измеряется тестами IQ. По мнению Айзенка, психометрический интеллект определяется на 70 % влиянием генотипа, а на 30 % — средовыми факторами (культура, воспитание в семье, образование, социоэкономический статус).

Различия в уровне социального интеллекта определяются не только IQ, но и другими параметрами индивидуальной психики. Согласно Айзенку, со-циальный интеллект определяется как способность индивида использовать психометриче­ский интеллект в целях адаптации к требованиям общества.

Главная ошибка американских психологов, по его мнению, состоит в том, что они (в частности, Стернберг) попытались свести интеллект к мно-жеству его проявлений: рассуждению, обработке информации, выработке стратегий и т. д. Айзенк сравнивает такое представление об интеллекте с обывательской характе­ристикой гравитации через ряд ее проявлений: падение яблока на голову Ньюто­на, движение планет, приливы, траектории комет и т. д. Между тем для физика эти процессы лишь следствия закона тя-готения Ньютона. Интеллект также должен рассматриваться как некоторое фундаментальное свойство, а разнообразие его поведенческих проявлений — как следствия его природы. Айзенк полагает, что фундаментальным для пси-хологии является генетически детерминированный биологический интеллект. «Проскакивая» психологический уровень, он сразу обращается к физиологи-ческим параметрам.

Удивительно, что ученый не пытается построить модель физиологичес-кой системы, свойством которой являлся бы интеллект. Айзенк рассматривает те или иные физиологические показатели, сопоставляя их с данными тестирования IQ, и тем самым придает им статус интеллектуальных показателей. Получается логический круг. Та же ситуация возникает и при попытке определить интеллект операционально: «Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта» (Э. Боринг). Но Айзенк отмечает, что зада-ния, содержащиеся в тестах интеллек­та, на первый взгляд чрезвычайно раз-нообразные, всегда тестируют некий общий фактор. Об этом свидетельству-ют результаты корреляционного и факторного анализов. Всегда фактор G вы-является или как фактор первого порядка или второго порядка, т. е. как ре-зультат корреляции первичных факторов. Как прави­ло, фактор G отождеств-ляется или теснейшим образом связывается с теку­чим интеллектом по Кэт-теллу, который получил в своих исследованиях трех­уровневую систему фак-торов:

1) общий интеллект («кристаллизованный» и «текучий»);

2) фактор «визуализации»;

3) факторы третьего порядка («операции»).

Основная проблема, которую решает Айзенк, — отношение скорости пе-рера­ботки информации и когнитивной дифференцированности. Эта проблема постав­лена еще в работах Гальтона. Напомним, что «тесты скорости» содер-жат «про­стые задачи», а «тесты уровня» — сложные задания, которые не мо-жет решить средний испытуемый за ограниченное время. Айзенк сводит фак-торы сложности и скорости воедино на основании того, что корреляция ре-зультатов простых тестов при ограничении времени и решения и таких же тестов без ограничения времени близка к единице.

Опираясь на результаты своих исследований, Айзенк высказывает мне-ние о существовании трех основных параметров, характеризующих IQ, среди кото­рых скорость, настойчивость (число попыток решить трудную задачу) и число ошибок. В качестве единицы измерения интеллекта он предлагает ис-пользовать логарифм от времени, затрачиваемого испытуемым на выполне-ние заданий уров­ня трудности, при котором решаются все задачи теста.

Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, становится индивидуальная скорость перера-ботки ин­формации.

Какие аргументы использует Айзенк для подтверждения своей точки зрения: во-первых, это результаты экспериментов Е.Рот, в которых выявлена зави­симость времени реакции от количества информации для испытуемых с разным IQ: угол наклона прямых меньше для испытуемых с низким IQ. Во-вторых, это результаты исследований Эрлангенской школы, в первую оче-редь работы А. Йенсена. Коэффициенты корреляции времени реакции выбо-ра и IQ (тест Векслера или Равена) варьируют в пределах от -0,30 до -0,90. Для простой сенсомоторной реакции корреляция была невелика (-0,20). Чем больше единиц информа­ции перерабатывал испытуемый, тем выше была по-ложительная корреляция IQ и времени реакции. Время реакции складывается из «времени решения» и «вре­мени движения». При этом корреляция времени движения с IQ имеет обратный характер.

Наконец, факторные исследования Р. Л. Торндайка показали, что время реак­ции выбора имеет наибольшую нагрузку фактора G (0,58), уступая в этом отно­шении пространственному интеллекту (0,60).

Любое усложнение задания приводит к росту зависимости результатов его выполнения от IQ.

Итак, Айзенк считает наиболее приемлемым показателем измерения ин-тел­лекта время реакции выбора из множества альтернатив. Как видно, ему не удает­ся выйти из измерений «скорость—трудность». И уровень интеллекта характе­ризуется не просто скоростью мыслительных процессов, а и способ-ностью рабо­тать с множеством альтернатив.

Но какова связь между этими двумя элементарными параметрами интел-лек­та? Аргументы Айзенка в большей мере свидетельствуют о том, что фак-тор, обеспечивающий переработку сложной информации, детерминирует ин-дивиду­альную продуктивность.

Попытку разрешить дилемму «сложности» и «скорости» предпринял в 1984 году Л. Т. Ямпольский. Он предположил, что скорость решения заданий теста, а также число решенных заданий зависят от их сложности.

Л. Т. Ямпольский разработал тест для анализа логико-комбинаторного мыш­ления на определение степени семейного родства. Тест состоял из двух субтес­тов, задания которых отличались.

В начале тестирования проводилась разминка на обобщение родствен-ных отношений («мать—сын», «дядя—племянник»), после которой шла ос-новная се­рия. Причем при проведении первого субтеста (5 мин) через каж-дые 30 мин фиксировалось число решенных задач, а при проведении второго — время реше­ния каждого умозаключения.

Л. Т. Ямпольский провел факторизацию 15 линейно-независимых пара-мет­ров, характеризующих продук­тив­ность испытуемого при выполнении теста. В результате факторизации ему удалось выявить следующие факторы: 1) фак­тор времени решения, 2) фактор правильности решения простых задач, 3) фактор правильности решения сложных задач.

Корреляция факторов показала, что факторы не являются линейно-незави­симыми, а связаны друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: