Критерии сформированности смыслового компонента чтения
Загадка
Пословицы и поговорки
Шутки, прибаутки
Все для всех
(стих)
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, наточает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(Ю. Тувим) (63 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. О каких профессиях говорится в стихотворении?
2. Что делают друг для друга люди труда?
3. Объясните название стихотворения.
4. Как автор относится к людям труда?
5. Какова главная мысль стихотворения? В каком четверостишии она выражена?
4.
Сбил, сколотил – вот колесо:
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат.
(14 слов)
|
|
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах (9слов)
Не давши слово – крепись, а давши слово – держись! (8 слов)
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет, семь плугов тащит. (12 слов)
Контрольные задания:
объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.
(Тексты из книг: 1) Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сот. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 89 с.. 2) Учеб. хрестоматия для 2 класса четырехлет. нач. школы /Авт. – сост. О.В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1995. – 143 с. 3) Книга для чтения. Учеб. Для 2 кл. трехлет. нач. шк. / сост. В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. / Сост. В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.)
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ
Задание | Баллы | Качественные показатели |
1) ответы на вопросы по прочитанному тексту. | 2 балла | Ответы по прочитанному тексту адекватны содержанию, развернуты, с выделением смысловых акцентов логическим ударением. |
1 балл | Половина ответов по прочитанному тексту верна, экспериментатор предлагает помощь (повтор вопроса, выделение главного слова в вопросе, демонстрация наглядного материала). | |
0 баллов | Практически все ответы по прочитанному тексту неправильны, помощь испытуемый не использует. | |
2) выделение главной мысли произведения. | 2 балла | Правильное и достаточно обобщенное формулирование основной идеи произведения. |
1 балл | Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы, в ряде случаев не связанной с конкретным содержанием текста. | |
0 баллов | Невозможность выделения главной мысли. | |
3) пересказ текста. | 2 балла | Тип пересказа – полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – достаточный (испытуемый пересказывает текст и верно отвечает на поставленные вопросы). |
1 балл | Тип пересказа – фрагментарный: а) пропущены существенные моменты и имеются искажения, б) обозначены существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – недостаточный (фиксируется искажение отдельных деталей сюжета или грубое его искажение; отмечается отрывочное понимание отдельных фрагментов текста с одновременным ответом лишь на отдельные вопросы). | |
0 баллов | Пересказ недоступен или осуществляется только с помощью наводящих вопросов. |
Ученики читают произведения разных жанров, при этом экспериментатор оценивает их по предложенным критериям. Среднеарифметическое суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.
|
|
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: (полное понимание смысла произведения) равен 5–6 баллам – самостоятельное, без фактических ошибок полное воспроизведение прочитанных текстов, правильные ответы на вопросы по содержанию текста. Формулирование основной идеи произведения – достаточно обобщенное, осознается смысл всего текста.
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: (начальное вычленения смысла или понимание фабулы произведения) – от 3 до 4 баллов. Содержание прочитанного излагается более или менее полно, чаще фрагментарно, верно даются ответы на половину вопросов по содержанию, осознается смысл отдельных частей текста. Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы или не соответствует авторскому замыслу.
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: (отсутствие понимания прочитанного) представлен в пределах от 0 до 2 баллов. Демонстрируется отказ от пересказа или воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками. В ответах на вопросы по содержанию отмечаются ошибки, либо даются ответы на 1–2 вопроса, главную мысль дети не выделяют, отсутствует понимание смысла даже в условиях помощи.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ