У детей младшего школьного возраста

Критерии сформированности смыслового компонента чтения

Загадка

Пословицы и поговорки

Шутки, прибаутки

Все для всех

(стих)

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает?

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем, – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

(Ю. Тувим) (63 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. О каких профессиях говорится в стихотворении?

2. Что делают друг для друга люди труда?

3. Объясните название стихотворения.

4. Как автор относится к людям труда?

5. Какова главная мысль стихотворения? В каком четверостишии она выражена?

4.

Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

(14 слов)

Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах (9слов)

Не давши слово – крепись, а давши слово – держись! (8 слов)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит. (12 слов)

Контрольные задания:

объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.

(Тексты из книг: 1) Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сот. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 89 с.. 2) Учеб. хрестоматия для 2 класса четырехлет. нач. школы /Авт. – сост. О.В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1995. – 143 с. 3) Книга для чтения. Учеб. Для 2 кл. трехлет. нач. шк. / сост. В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. / Сост. В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ

Задание Баллы Качественные показатели
1) ответы на вопросы по прочитанному тексту. 2 балла Ответы по прочитанному тексту адекватны содержанию, развернуты, с выделением смысловых акцентов логическим ударением.
1 балл Половина ответов по прочитанному тексту верна, экспериментатор предлагает помощь (повтор вопроса, выделение главного слова в вопросе, демонстрация наглядного материала).
0 баллов Практически все ответы по прочитанному тексту неправильны, помощь испытуемый не использует.
2) выделение главной мысли произведения. 2 балла Правильное и достаточно обобщенное формулирование основной идеи произведения.
1 балл Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы, в ряде случаев не связанной с конкретным содержанием текста.
0 баллов Невозможность выделения главной мысли.
3) пересказ текста. 2 балла Тип пересказа – полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – достаточный (испытуемый пересказывает текст и верно отвечает на поставленные вопросы).
1 балл Тип пересказа – фрагментарный: а) пропущены существенные моменты и имеются искажения, б) обозначены существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – недостаточный (фиксируется искажение отдельных деталей сюжета или грубое его искажение; отмечается отрывочное понимание отдельных фрагментов текста с одновременным ответом лишь на отдельные вопросы).
0 баллов Пересказ недоступен или осуществляется только с помощью наводящих вопросов.

Ученики читают произведения разных жанров, при этом экспериментатор оценивает их по предложенным критериям. Среднеарифметическое суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: (полное понимание смысла произведения) равен 5–6 баллам – самостоятельное, без фактических ошибок полное воспроизведение прочитанных текстов, правильные ответы на вопросы по содержанию текста. Формулирование основной идеи произведения – достаточно обобщенное, осознается смысл всего текста.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: (начальное вычленения смысла или понимание фабулы произведения) – от 3 до 4 баллов. Содержание прочитанного излагается более или менее полно, чаще фрагментарно, верно даются ответы на половину вопросов по содержанию, осознается смысл отдельных частей текста. Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы или не соответствует авторскому замыслу.

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: (отсутствие понимания прочитанного) представлен в пределах от 0 до 2 баллов. Демонстрируется отказ от пересказа или воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками. В ответах на вопросы по содержанию отмечаются ошибки, либо даются ответы на 1–2 вопроса, главную мысль дети не выделяют, отсутствует понимание смысла даже в условиях помощи.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: