Система коллежского делопроизводства

В результате административных реформ Петра I были созданы учреждения бюрократического типа и сложилась новая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии (в центре); губернатор, воевода, комиссары и др.органы (на местах). Всего за 1718-1720гг. вместо упраздненных приказов было создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат. Для новых учреждений были разработаны регламенты, определяющие их состав, организацию, компетенцию и порядок делопроизводства.

В 1699 году Петр ввел в обращение гербовую бумагу.

Законодательной основой деятельности коллегий стал единый "Генеральный регламент" 1720 года, вводивший систему делопроизводства, получившую название "коллежской", поскольку доминирующим стал коллегиальный способ принятия решений.

Генеральный регламент окончательно ограждает присутствие как орган, принимающий решения, от делопроизводственной деятельности, которая становится обязанностью канцелярии.

В состав канцелярии также входили нотариус, регистратор, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода).

Генеральный регламент устанавливал последовательность и сроки рассмотрения дел: в первую очередь рассматривались государственные дела (для их решения отводилась неделя), а затем - частные (срок исполнения по которым был порядка 6 месяцев).

Наиболее тщательно в Генеральном регламенте были проработаны вопросы регистрации документов. Новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса. Петр впервые стал лично подписывать издаваемые им указы.

Генеральный регламент устанавливал процедуру рассмотрения и решения вопроса: вступление дела, подготовка дела к слушанию, слушание и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль за исполнением, хранение дел в архиве.

Генеральный регламент устанавливал порядок использования печатей. Приложение печати производилось в присутствии двух свидетелей.

Особо строго карались подделка документов, их хищение, разглашение тайны, неправильное составление документа, искажение смысла. Наказания предусматривались весьма строгие: смертная казнь, ссылка на галеры, конфискация имущества, денежные штрафы, лишение чина.

Существенные изменения претерпевают формы документов. Для многих были разработаны "генеральные формуляры" - образцы.

В коллежском делопроизводстве выделяются из текста уже некоторые реквизиты, которые облегчают восприятие текста. Кроме них, появляются реквизиты, отражающие различные стадии работы над документом: подписи, согласование, регистрационные номера, отметка о контроле.

В целом изменения в организации делопроизводства коллегий привели к значительному увеличению письменной работы, что повлекло за собой медлительность и волокиту.

Реформа Петра I затронула только центральный уровень государственного управления, почти не отразившись на местных учреждениях. Завершила эту реформу Екатерина II, издавшая в 1775 году "Учреждения для управления губерний", в котором разграничивались административные, судебные и финансовые учреждения.

Особое значение для организации делопроизводства имела "иерархия властей и мест", определившая порядок взаимосвязей высших, центральных и местных учреждений. В соответствии с этим порядком Сенат и коллегии выпускали указы, которые губернатор должен был исполнять, а он, в свою очередь, представлял верховной власти рапорты и доношения. Присутственным учреждениям губернии губернатор давал предложения, получая от них представления. Между собой присутственные места обменивались сообщениями. Губернское правление получало указы от Сената и раздавало указы подчиненным учреждениям и должностным лицам.

Этот иерархический порядок взаимоотношений учреждений сохранялся вплоть до 1917 года, и в определенной степени присутствует и в современном делопроизводстве.

Таким образом, 18 век в области делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и, прежде всего, бюрократического начала.

1.4. Система министерского "исполнительского" делопроизводства

Начало 19 века было ознаменовано новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая главным образом затронула верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами проведенными Екатериной Второй завершила формирование новой системы центральных и местных учреждений.

Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, - зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца 18 века президенты имели более широкие права, чем ранее, и некоторые из них назывались уже министрами. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для повышения оперативности системы управления.

В 1802 году были созданы первые 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренний дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и Государственное казначейство. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника). Одновременно был создан коллегиальный орган - Комитет министров, рассматривавший дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и требующие совместного согласованного решения. Несколько позже был создан Государственный совет - высшее законодательной учреждение.

Министры назначались самим императором и несли ответственность только перед ним. Принцип единоначалия стал основой организации министерств.

Изменения в системе управления и делопроизводстве привели и к изменениям формы документа. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки.

На протяжении 19-начала 20 века осуществляется законодательная регламентация делопроизводства учреждений. Наряду с этим появляется достаточно обширная делопроизводственная литература. Большое значение в этот период имели так называемые письмовники - сборники образцов документов. Первые такие сборники появились уже во второй половине 18 века. Известно более 100 сборников образцов документов, изданных до 1917 года.

Несмотря на существенные изменения, которые претерпела система министерского делопроизводства, особенно в начальный период своего становления, она не была столь гибкой, как требовалось в конце 19 века. При быстро меняющихся общественных отношениях система делопроизводства продолжала оставаться громоздкой и неповоротливой, несмотря на то, что в последней трети 19 века сначала в военном ведомстве, а затем и в гражданских учреждениях начинают использовать пишущие машинки. Также конец 19-начало 20 века характеризуется революционными изменениями - появлением телеграфа и телефона.

Однако так бурно начавшаяся реформа была прервана вначале Первой мировой войной, затем Февральской буржуазной революцией и впоследствии Октябрьским переворотом 1917 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: