История создания и тенденции развития СПС

Справочные правовые системы

Обеспечение юристов актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач. Сложность ее решения состоит хотя бы в том, что ежедневно только органами высшей государственной власти России принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Если учесть, что для эффективной работы часто требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов, то трудности и, вместе с тем, необходимость решения возникающих проблем становятся очевидными.

Пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы сразу на несколько вопросов, основными из которых являются следующие:

· как поддерживать информационную базу в актуальном состоянии;

· как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, особенно если нет полной информации о нем или необходимо обеспечить тематическую выборку;

· как хранить и каким образом систематизировать огромный объем нормативной документации.

Важнейшими требованиями при работе с нормативно-правовой информацией являются обеспечение полноты информационной базы и поддержание ее в актуальном состоянии. Выполнение этих требований приводит к необходимости решения задачи о включении в информационную базу множества ведомственных документов, которые часто не являются нормативными и получить которые достаточно сложно. Наиболее трудным моментом является пополнение и изменение базы, поскольку далеко не все документы публикуются. Более того, публикуется обычно изменившаяся часть документа, поэтому при работе с документом приходится одновременно просматривать несколько текстов: исходный и все изменения и дополнения. Часто окончательную редакцию документа приходится создавать самому пользователю, что может привести к появлению неточностей.

Традиционные методы получения информации, такие, как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии адекватно решить поставленные задачи. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение как указанных выше вопросов, так и ряда других, находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем (СПС).

Правовые базы данных впервые начали появляться за рубежом в конце 60-х, одновременно с развитием компьютерных информационных технологий. Первоначально они представляли собой электронные каталоги-картотеки, содержащие подробные реквизиты печатных изданий, содержащих правовую информацию (система CREDOC, Бельгия). Фактически такие системы были призваны автоматизировать работу библиографов и облегчить поиск необходимой информации, не предоставляя доступ к текстам документов. Со временем появилась возможность диалогового терминального доступа к каталогам через библиотечные сети. Полнотекстовые системы, позволяющие не только найти документ, но и работать с его текстом впервые появились в конце 60-х годов в США, несколько раньше чем в Европе. Наиболее известна американская компьютерная правовая система LEXIS (DATA Corp.), впервые предоставившая не только тексты документов, но и дополнительную информацию к ним, а так же давшая возможность поиска информации по контексту и датам. Оказалось, что спрос на подобные системы огромен, и к середине 70-х, появилась система Westlaw. После включения в LEXIS британского законодательства и судебных прецедентов система получила название LEXIS-NEXIS, и доступна потребителям правовой информации в том числе через Интернет.

В настоящее время справочные правовые системы существуют во всем мире (США- WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, Великобритания - INFOLEX, PRESTEL, POLIS, Германия - JURIS, Франция - IRETIV, Финляндия - FINLEX, и др.).

В юридическую практику Великобритании и США давно и эффективно внедрены целый ряд так называемых «экспертных» систем, содержащих толкование сложных правовых ситуаций, формы документов и договоров, методики и консультации экспертов.

Работы по созданию правовых баз данных в нашей стране начались в середине 70-х годов прошлого века, вначале – в рамках ведомственных информационных систем и для использования во властных структурах. Интерес к использованию компьютерных правовых систем начался с ростом потребности в правовой информации в конце 80-х годов, но из-за несовершенства наполнения и программных оболочек широкого распространения они не получили.

Появление массовых общедоступных правовых баз данных в нашей стране относится к началу 90-х годов. Большинство из них были созданы на базе стандартных (универсальных) СУБД, и затем, с учетом потребностей пользователей, переписаны с использованием языков высокого уровня.

В настоящее время в области правовой информатизации в России работают как государственные, так и коммерческие структуры. На рынке присутствуют около двадцати компаний - разработчиков правовых систем.

В течение последнего десятилетия обозначились три лидера правовых услуг: «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»), “Консультант Плюс” (НПО “ВМИ”) и “Кодекс” (Центр Компьютерных разработок), распространяющие свои программы в большинстве регионов РФ.

Разработка научно-производственного предприятия “Гарант-Сервис” – компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ появилась в конце 1990 года. В системе ГАРАНТ впервые была применена гипертекстовая технология представления правовой информации в компьютерной форме и реализован поиск документов по словосочетаниям, встречающимися в текстах, ускоренный контекстовый поиск, позволяющий находить документы по словам, произвольно вводимым с клавиатуры, с возможностью прямого вхождения в текст документа в месте нахождения искомого слова (словосочетания).

НПО "ВМИ" осуществляет управление и координацию работы Сети КонсультантПлюс. Основной деятельностью Сети является распространение правовой информации. Координационным центром Сети разрабатываются программные продукты (СПС по федеральному и региональному законодательству, международному праву, и так называемые аналитические системы поддержки принятия решений) и планируется стратегия их распространения.

Предприятие "Центр компьютерных разработок" осуществляет разработку и сопровождение автоматизированных информационных систем «Кодекс» для Администрации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Кроме того, разрабатываются и распространяются юридические системы по законодательству России и субъектов федерации, по международному праву, по налогам и особенностям бухгалтерского учета, по судебной, арбитражной и иной правоприменительной практике, база образцов правовых документов, специализированные (отраслевые) системы (например, «СтройЭксперт») и электронные правовые справочники. Оболочка систем позволяет работать с различными продуктами «Кодекс»; развивается интеграция продуктов, как приложений офисных систем.

Система «Эталон» (разработчик - НЦПИ при Министерстве Юстиции РФ), и база данных Научно-технического центра правовой информации "Система" ФСО РФ активно используются органами государственной власти и практически не распространяются коммерчески.

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) проводит научные исследования по проблемам создания, внедрения и эксплуатации информационно - телекоммуникационных систем, а также осуществляет сбор и обработку правовой информации, создает и поддерживает в контрольном состоянии правовые базы данных, осуществляет обмен правовой информацией с государствами-участниками СНГ. Хранящаяся в НЦПИ информация может предоставляться на основе договоров органам государственной власти, юридическим и физическим лицам. На базе документов, поступающих из федеральных органов государственной власти, НЦПИ сформированы полнотекстовые базы данных правовых актов "Фонд" и "Эталон".

База данных "Фонд" – архив Министерства юстиции Российской Федерации, содержащий документы с 1917 года. Это правовые акты СССР, государств-участников СНГ, Российской Федерации. "Фонд" содержит не только документы бывшего СССР и России, но и акты субъектов РФ, прошедшие экспертизу в Минюсте.

"Эталон 5.0" – это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, в которую входят тексты действующих нормативных актов - законов, указов и постановлений органов государственной власти, приказов и инструкций министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика и т.п. Нормативные акты в базе данных "Эталон 5.0" поддерживаются в актуальном состоянии, пользователям предлагается последняя редакция документа, а также информация об актах, изменивших его первоначальный вариант.

Научно-технический центр правовой информации "Система" поддерживает эталонный банк данных правовых актов и распространяет базу данных правовых актов федерального уровня и электронные версии официальных бюллетеней: "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Эталонный банк данных содержит правовые документы с 1992 года по текущий момент.

Тексты Федеральных законов и правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, распространяемые НТЦ "Система", в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 года № 662 и от 23 мая 1996 года № 763, являются официальными.

Существуют так же ведомственные информационные системы правоохранительных органов, системы законопроектной и нормотворческой деятельности, о которых можно прочитать в специальной литературе.

Существует ряд менее распространенных правовых систем – «ЮСИС» («Интралекс»), «Законодательство России» («АРБТ»), «Референт» («Референт-Сервис»), «Юрисконсульт», «Ваше Право» («Информационные системы и технологии»), «Юридический мир» («Дело и право»), и др.

К такого рода продуктам можно отнести также отдельные базы данных и подборки документов, представленные в сетях Интернет.

Вначале считалось, что СПС создают лишь дополнительное удобства при работе с информацией и без их использования вполне можно обойтись. Однако, когда начались масштабные пересмотр и перестройка всего российского законодательства, уследить за огромным потоком вновь принятых нормативных актов стало невозможно. Поэтому к середине 1994 г. число потенциальных покупателей пакетов юридических программ значительно возросло.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией.

Во-первых, это возможность работы с огромными массивами текстовой информации. Объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

Во-вторых, это использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

В-третьих, это возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или сети Интернет. Такому подходу способствует развитие компьютерных сетей. В этом случае можно избавиться от задержки обновления информационной базы, если работать в режиме on-line с базой данных, хранящейся на удаленном компьютере. В то же время не расходуется дисковое пространство на компьютере пользователя.

Следует, однако, о т метить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локализованными базами данных. Объяснить это обстоятельство можно несколькими причинами. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего. Во-вторых, при обращении к базе данных в режиме on-line пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети. В-третьих, справочные правовые системы, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей. Тем не менее, если обращение к базе данных производится не чаще одного раза в месяц, работа в режиме on-line является предпочтительной.

Широкое признание пользователей получили коммерческие справочные правовые системы, такие как “КонсультантПлюс” (АО “Консультант Плюс”), “Гарант” (НПП “Гарант-сервис”), “Кодекс” (ГП “Центр компьютерных разработок” Спб), “Юсис” (Юридическое агентство “Intralex”). Фирмы-разработчики таких систем уделяли основное внимание во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек и, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС.

В результате проводимой политики коммерческие СПС завоевали широкое признание, что отражается, прежде всего, в количестве пользователей. Так, если в 1991-1992 в России было установлено около 4000 СПС, то в 1995-1996 уже более 100 000 таких систем, а в 2007 – более 2 млн. Работа со справочными правовыми системами становится нормой для специалистов различных уровней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: