Открытые горно-разведочные выработки проводятся одноковшовыми универсальными экскаваторами и экскаваторами непрерывного действия. Экскаваторы классифицируются по следующим признакам:
– циклического и непрерывного действия;
– по конструкции рабочего органа – цепные многоковшовые, цепные скребковые, роторные многоковшовые и роторные бесковшовые;
– по характеру перемещения рабочего органа – продольного, поперечного и радиального копания;
– по конструкции ходового устройства – гусеничные, пневмоколесные, железнодорожные, шагающие, плавучие;
– по силовому оборудованию – дизельные, электрические, комбинированные (дизель-гидравлические, дизель-электрические);
– по назначению – строительные малой мощности с ковшом вместимостью 0,06 – 1,75 м3; средней мощности – 2 – 3 м3; большой мощности – 3,25 − 6 м3 и карьерные малой мощности с ковшом вместимостью 2 – 3,2 м3, средней мощности – 4 – 8 м3, большой мощности – 12,5 – 20 м3 и сверхмощные – 20 м3; вскрышные;
– по напорному механизму – с реечным и канатным напорным механизмом.
|
|
Ктехнико-эксплуатационным параметрам одноковшовых экскаваторов относятся: скорость передвижения, величина давления на грунт, наибольший преодолеваемый угол подъема пути, глубина и радиус копания, высота выгрузки и время выполнения операций рабочего цикла.
Структура индексации серийно выпускаемых экскаваторов отражает их конструктивные особенности и некоторые основные параметры (рис. 51). К примеру, ЭО4121БХЛ: Э – экскаватор, О – одноковшовый; цифры обозначают: 4 – четвертаяразмерная группа, 1 – на гусеничном ходовом устройстве, 2 − с жесткой подвеской рабочего оборудования, 1 – первая модель. Буквенное обозначение БХЛ: Б – вторая модернизация, ХЛ – северное исполнение.
Технические и эксплуатационные качества одноковшовых экскаваторов позволяют использовать их на равнинных участках и слабогористой местности при сооружении канав в породах I–IV категорий по буримости.
Рис. 51. Структура индексации одноковшовых экскаваторов
Техническая характеристика одноковшовых экскаваторов приведена в табл. 40.
Для проходки геологоразведочных канав и траншей наиболее удобны универсальные строительные экскаваторы с емкостью ковша от 0,06 до 1 м3.
Траншейные экскаваторы представляют собой самоходные землеройные машины непрерывного действия с цепным или роторным рабочим оборудованием на гусеничном или пневмоколесном ходу. Они предназначены в основном для разработки пород III категории с каменистыми включениями до 10 – 15% по объему и размером не более 200 мм. Применение этих экскаваторов возможно в районах с равнинной местностью. В настоящее время, при сооружении разведочных канав в незначительном количестве, применяют траншейные экскаваторы ЭТЦ-252А, ЭТЦ-208В (рис. 52).
|
|
Цепные экскаваторы ЭТЦ имеют гусеничное ходовое устройство, а роторные типа ЭТР смонтированы на базе трактора Т-130.1.Г. Рабочий орган ЭТЦ-252А скребкового типа, на замкнутой цепи которого закреплен 21 скребок, а на ЭТЦ-208В – 38 специальных скребков. Размеры канавы при проведении их экскаватором ЭТЦ-252А – глубина от 2,5 до 3,5 м, ширина по дну от 0,8 до 1,0; при проведении экскаватором ЭТЦ-2086 – глубина 2 м и ширина 0,6 м.
При проведении канав роторным и экскаваторами типа ЭТР глубина канав 2 − 2,2 м, ширина 0,85–1,5 м. Рабочим органом является ротор со сменными зубьями диаметром 3,5–3,8 м.
При одинаковой вместимости ковшей траншейные экскаваторы роторного типа по производительности почти в 2 раза превосходят экскаваторы цепного типа.
Рис. 52. Цепной траншейный экскаватор:
1 – замкнутая цепь с ковшами; 2 – гусеничное ходовое устройство;
3 – поперечный транспортер; 4 – опорная рама
Сооружение разведочных канав и траншей может производиться лобовым или боковым забоем. Лобовым является забой, при котором ось передвижения экскаватора находится в пределах контура выработки. Иногда при сооружении канав в неустойчивых породах или с большим объемом выемки применяют боковой забой, при котором ось передвижения экскаватора находится за пределами контура канавы, как правило, параллельно оси выработки.
Производительность выемочных машин является одним из важнейших технико-экономических показателей открытых горных работ. Различают паспортную (теоретическую), техническую, эффективную и эксплуатационную производительность машин.
Паспортная производительность Qп зависит от конструктивных особенностей машин и определяется по формуле
Q п = q n п,
где q – расчетная емкость экскавирующего органа (чаще всего ковша), м3; n п – конструктивно-расчетное число разгрузок экскавирующего органа (или ряда их) в час.
При циклической работе машин n п = 3600/ Т ц n, тогда
Q п = (3600/ T ц n) q,
где Т ц· n – паспортная продолжительность рабочего цикла машины, с.
Паспортная производительность служит для сравнения отдельных видов и типоразмеров выемочных машин между собой.
Техническая производительность рассчитывается по формуле
Q т = (3600/ T ц n) Кэ К т.в,
где Т ц – минимальная продолжительность рабочего никла выемочной машины в конкретных горно-технических условиях, с; К т.в – коэффициент влияния технологии выемки, учитывает время вспомогательных операций; К э – коэффициент экскавации (для прочных плотных пород К э = 0,55, для песка и легких супесей К э= 0,95, для уплотненных легких пород, гравия К э = 0,75).
Техническая производительность показывает эффективность применения данной выемочной машины в конкретных горно-технических условиях.
Эксплуатационная производительность находится по формуле
Q э = Q Т К и,
где К и= 0,55 – 0,9 – коэффициент использования экскаватора во времени.
Сменную эксплуатационную производительность можно определить по формуле для одноковшовых экскаваторов
где Qэ − сменная производительность экскаватора, м3/ч; q к – емкость ковша, м3; Т с – продолжительность рабочей смены, ч; t ц – время рабочего цикла экскаватора, мин; К н − коэффициент наполнения ковша (табл. 41); К р – коэффициент разрыхления породы.
Коэффициент разрыхления для слабых пород равен 1,25, средней крепости − 1,50 и крепких – 1,75. Коэффициент использования экскаватора во времени колеблется при погрузке горной массы в транспорт от 0,7 до 0,80, при погрузке в отвал от − 0,80 до 0,90.
Эксплуатационная производительность характеризует организационную работу на предприятии. Высокая эффективность сооружения открытых геологоразведочных выработок экскаваторами достигается при рациональных формах организации труда и соответствии условий производства работ эксплуатационным и техническим возможностям этих машин.
|
|
В Кавалеровской экспедиции ПГО "Приморгеология'' для сооружения разведочных канав в породах I – IV категорий глубиной до 4 м использовался одноковшовый экскаватор Э-304В. В условиях залесенной местности с продольным уклоном до 15о производительность экскаватора составила 132 м3/смену, стоимость 1 м3 – 0,35 руб. (в ценах 1980 г.), годовая выработка превысила 20 тыс. м. Высокие технико-экономические показатели были достигнуты при сооружении канав траншейными экскаваторами в условиях Центрального и Южного Казахстана. В Целиноградской геологоразведочной экспедиции при сооружении выработок глубиной до 3 м в породах I – IV категорий экскаваторами ЭТУ-354 производительность труда составила 72 м3/чел./смену, а стоимость 1 м3 – 0,42 руб. (в ценах 1980 г.). В Чатыркульской геологоразведочной партии производительность труда при сооружении канав экскаватором ЭТУ-354 составила 80 м3/чел./смену, а стоимость 1 м3 – 0,32 руб.
В поисково-съемочной партии Южно-Казахстанского управления при сооружении канав длиной 500–1000 м в породах III – IV категорий на глубину до 2 м экскаватором ЭТР-161 средняя производительность составила 200 м3/чел./смену, а стоимость 1 м3 – 0,45 руб.
Выбор типа экскаватора определяется технико-организационными, горно-геологическими и экономическими условиями.
К технико-организационным условиям относятся следующие факторы: условия стоянки в холодный период времени, уровень квалификации персонала при работе, ремонте и наладке узлов экскаваторов, наличие специальной оснастки, соотношение между объемами работ на объекте и на отдельных участках, разобщенность этих участков и удаленность их от баз партий и экспедиций, состояние дорог, сезон проведения работ, сложность перебазировки машин и др.
При проведении разведочных траншей на россыпях с крупнообъемным или валовым опробованием должна быть возможность погрузки песков в автосамосвалы или другие транспортные средства как из отвалов, так и при проведении выработок.
|
|
Из горно-геологических условий основным и определяющим является критерий трудности их разработки экскаватором, характеризуемый удельным сопротивлением копанию, и рельеф. Производительность экскаваторов находится в прямой зависимости от содержания валунно-галечных включений или размеров
Таблица 41
Порода | Значения Кн | Порода | Значения Кн |
Песок, гравий, сухие щебень и хорошо взорванная порода | 0,95–1,02 | Глина влажная | 1,30–1,50 |
Песок и гравий влажные | 1,15–1,23 | Глина тяжелая | 1,0–1,10 |
Суглинок сухой | 1,05–1,12 | Глина влажная | 1,25–1,40 |
Суглинок влажный | 1,20–1,32 | Плохо взорванная порода, скала | 0,75–0,90 |
Глина средняя | 1,08–1,18 |
кусков предварительно разрушенной породы (с использованием взрыва или др.), липкости грунта.
Экономические условия определяются высокой стоимостью экскаваторов. Экономически оправдано их применение при достаточно большом объеме работ. Экскаваторы 2-го и 3-го типоразмеров экономически целесообразно использовать при объеме работ до 20, 3-го и 4-го типоразмеров – до 60 и 4-го и 5-го типоразмеров − до 70 – 100 тыс. м3/мес.