Психологическая коррекция и психокоррекционные технологии для детей с поврежденным психическим развитием

Травматическая церебрастения, при которой у больного на­блюдается неспособность к умственному напряжению, повышен­ная утомляемость. В целом адаптация детей удовлетворительная. Они продолжают обучаться в школе, однако при усложнении жизненной ситуации у них могут наблюдаться обострения в ви­де головокружения, нарушения сна, снижения общего психичес­кого тонуса. Наши исследования показали, что при травматичес­кой церебрастении наблюдается выраженное нарушение объема,и переключаемости внимания, снижение объема памяти в слухо­вой и зрительной модальностях, нарушение динамики мыслитель­ных процессов. В структуре их личности четко прослеживается повышенная фрустрированность, эмоциональная неустойчивость, ригидносхь поведения (Мамайчук И. И., 1989).

В. В. Лебединский подчеркивал, что характер вторичных дефек­тов при поврежденном развитии у детей обусловлен не только специ­фикой первичного поражения, но и недоразвитием систем как функ­ционально связанных с повреждением, так и более молодых в фило-и онтогенезе. Автор отмечает, что основные координаты недоразви­тия направлены преимущественно «снизу вверх», т. е. от поврежден­ной функции к регуляторной, от поврежденных подкорковых образо­ваний к коре. В нарушении межфункциональных взаимодействий при поврежденном развитии наблюдается распад иерархических свя­зей. Это проявляется в растормаживании подкорковых функций, что негативно отражается на формировании регуляторных систем и на динамике психического состояния детей с поврежденным развитием (Лебединский В. В., 1985).

Ной модальностях). В эмоционально-волевой сфере у них наблю­дались также повышенная фрустрированность, напряженность, но они проявлялись более изолированно, не оказывая существен­ного влияния на структуру личности в целом (Мамайчук И. И., Мендоса, 1989).

М. О. Гуревич, изучая отдаленные последствия поврежденного развития при травмах мозга, выделяет четыре клинических этапа:

2. Травматическая церебропатия проявляется у детей либо в апатии, вялости, общей заторможенности, т. е. в апатодинамиче-ском синдроме либо, наоборот, в повышенной возбудимости, в дви­гательной расторможенности. У детей наблюдается эйфория, от-

меняется беспечность, могут наблюдаться такие аффективные ре­акции, как агрессивность, взрывчатость. Дети этой группы испы­тывают существенные затруднения в обучении в школе. На фоне общей неуспеваемости у них наблюдается выраженное психопато-подобное поведение. Обращает на себя внимание неадекватность самооценки и снижение критики своего состояния.

3. Травматическое слабоумие проявляется не только в сниже­нии интеллектуальной деятельности, но и в снижении интеллек­туальной активности у ребенка. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики своего состояния, нарастает безде­ятельность. Мыслительные операции отличаются тугоподвижно-стью, ригидностью, в некоторых случаях отмечается амнестичес-кая афазия.

4. Травматическая эпилепсия. В различные сроки после травмы мозга у детей могут возникнуть эпилептические припадки. На их фоне у больного появляется травматическая астения, наблюдаются нарушения личности, что проявляется в повышенной агрессивнос­ти, аффективности, в психопатоподобном поведении. У большинст­ва детей снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом (Гуревич М. О., 1932). Психологических ис­следований, посвященных поврежденному развитию у детей и под­ростков, далеко не достаточно. Немногочисленные исследования были посвящены детям, перенесшим травмы головного мозга, кото­рые наиболее часто встречаются в детском возрасте. Однако эти ис­следования были посвящены ранним черепно-мозговым травмам, перенесенным в натальный период и ранний постнатальный период, которые могли привести к психическому недоразвитию (Бада-лян Л. О., 1983; Мастюкова Е. М., 1967; Ковалев В. В., 1985; и др.). Структура психического дефекта при ранних травмах отличается выраженной тотальностью и необратимостью (Мамайчук И. И., Мендоса, 1989). К поврежденному развитию относится также эпи­лептическая деменция, которая наблюдается у детей в случаях вяло­текущего эпилептического процесса. Кроме судорожных припадков у больных наблюдаются специфические особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Это наглядно проявляется в общей психической тугоподвижности, в вязкости мы­шления и аффекта, в полярности эмоций, в выраженной напряжен-

ности аффекта. В структуре нарушения мышления у них отмечается выраженная тугоподвижность в сочетании со склонностью к застре­ванию на малосущественных деталях, трудности интеллектуальной переключаемое™, выраженная замедленность речи (Зейгарник Б. В., 1976). Аффективные нарушения у этих больных в значительной сте­пени способствуют дисгармоничному развитию личности и нару­шению поведения. Полярность эмоций проявляется у них в склон­ности к экзальтации, ласковости в сочетании со злопамятностью и мстительностью. В структуре поврежденного развития при эпилеп­сии наблюдается стойкий, часто необратимый регресс ряда психиче­ских функций.

Один из вариантов поврежденного развития — деменция вслед­ствие ревматических заболеваний у детей, мало изученная в психо­патологии и патопсихологии. Еще более ста лет назад Э. Крепели-ным были описаны острые психозы, возникающие при ревматизме. Автор выделил специфические для ревматического психоза при­знаки. Ими являются угнетение психической деятельности, нарас­тание ипохондрического синдрома, апатии, что обусловлено не­достаточностью кислородного обмена мозга. В исследованиях отечественных психиатров показано, что при ревматизме могут воз­никать не только психозы с характерной клинической картиной, но и другие формы нервно-психических нарушений (Гуревич, 1949; Сухарева, 1974 и др.).

Ревматические болезни нередко приводят к ревматоидным ар­тритам. Ревматоидный артрит (РА) — системное воспалительное заболевание соединительной ткани, относится к хроническим за­болеваниям суставов. Ревматоидным артритом чаще всего заболе­вают дети в возрасте от 7 до 14 лет, реже он наблюдается у детей преддошкольного и старшего школьного возраста Ограничение по­движности, боли во время обострения процесса, частые длительные госпитализации — все это неблагоприятно сказывается на личнос­ти ребенка. В связи с этим отмечают такие особенности больных РА, как стыдливость, пассивность, неспособность выразить свои эмоции, склонность к аутизму, повышенная чувствительность, на­личие физической и психической астении (Richardson, 1964; Rimon, Belmaker, Ebstein, 1977; Andresova, Hamalova, 1984; Кочюнас, Гуо-бис, 1983). Кроме того, изменяется процесс межличностного взаи-

модействия больных РА с окружающими, так как они не всегда могут посещать школу, полноценно общаться со сверстниками (Henoch, Baston, Baum, 1977). Ряд зарубежных авторов выделяют своеобразные факторы риска, лежащие в основе возникновения за­болевания у ребенка. Это авторитарное воспитание в семье, высокая тревожность, повышенная чувствительность индивида (Henoch et al, 1977; Litt, Guskey, Rozenberg, 1982). M. Хенош с соавторами от­мечал, что 28% детей с РА живут в неполных семьях, а у 48% детей заболевание возникло через два года после развода родителей. Ряд авторов обращают внимание на нарушение в эмоционально-волевой сфере у детей с РА, проявляющиеся в немотивированных колебани­ях настроения, в астенических состояниях (Сухарева, 1974; Мамай-чук, Лапкин, Лихачева, 1986 и др.). Другие авторы отмечают сниже­ние интеллектуальной работоспособности у детей с ревматическими заболеваниями (Манова-Томова, Пирьев, Пенушлиева, 1981).

В динамическом исследовании детей в возрасте от 8 до 14 лет больных ревматоидным артритом нами были выявлены у них та­кие стабильные личностные характеристики, как эмоционально-во­левая неустойчивость, пассивность, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих, коммуникативные трудности. С уве­личением степени тяжести дефекта понижается фрустрационная толерантность и увеличивается уровень психической дезадаптации. Психическая дезадаптация у детей с ревматоидным артритом про­является и в нарушении у них умственной работоспособности, ко­торая резко снижается при средней и тяжелой степени функцио­нальной недостаточности. Корреляционный анализ выявил тесную положительную связь показателя дезадаптации, фрустрированно-сти и тревожности с показателями нарушения умственной работо­способности. Структурообразующими компонентами личности у детей с ревматоидным артритом являются пассивность, эмоцио­нальная нестабильность, тревожность. С возрастом и с нарастани­ем тяжести заболевания их значимость увеличивается (Мамайчук, 1995). Анализ полученных данных позволил выделить три стадии повреждения психики при ревматоидном артрите.

Первая, наиболее легкая — это ревматическая астения, ее при­знаки: раздражительная слабость, повышенная возбудимость, утомляемость. Исследования показали, что на данной стадии на-

рушения в структуре дефекта у больных наблюдается эмоцио­нально-волевая неустойчивость, которая негативно отражается на умственной работоспособности.

Вторая стадия — ревматическая церебрастения. На фоне дви­гательных и сенсорных расстройств у детей отмечается нарас­тание скованности, замедленности движений, нарушение оптиче­ского восприятия. В структуре психического дефекта на этой стадии четко проявляется нарушение интеллектуальной работо­способности. Отмечается выраженное нарушение свойств внима­ния, уменьшение объема памяти, лабильность мыслительных про­цессов. На этой стадии дети болезненно переживают возникшие трудности в учебной деятельности, наблюдается критика своего состояния.

На третьей стадии — ревматическая церебропатия — у детей отмечается выраженное нарушение интеллектуальной работоспо* собности, отражающееся на процессе чтения, письма, счета. Это протекает на фоне выраженных эмоциональных расстройств и не­стабильности поведения.

Результаты анализа закономерностей распада высших психи­ческих функций при различных вариантах поврежденного разви­тия у детей говорят о необходимости строго дифференцированно­го подхода. Требуются данные о времени приобретения дефекта, его локализации и тяжести. Таким образом, в отличие от психиче­ского недоразвития и задержанного развития данный вариант ди.ч-онтогенеза обусловлен более поздним неблагоприятным воздей­ствием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. На первый план при поврежденном развитии высту­пает парциальность расстройств психических функций. Важными дифференциально-диагностическими критериями при поврежден­ном развитии являются динамика развития дефекта и время его возникновения. При данном виде дизонтогенеза наиболее часто встречаются корково-подкорковые нарушения, что становится за­метным по инертности мышления, по выраженной истощаемое™ внимания, по персевераторным явлениям. В более тяжелых случа- ' ях наблюдается выраженное нарушение целенаправленности мы­шления, критичности поведения.

Важное место в системе психологической помощи детям с по­врежденным развитием занимает психологическая коррекция. Она направлена на восстановление пораженных или утраченных психи­ческих функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения и пре-морбидные особенности личности. Целесообразно использовать классификацию М. О. Гуревича, отражающую клинические этапы отдаленных последствий поврежденного развития.

Таблица 5. Патопсихологические синдромы детей с поврежденным развитием и основные направления психологической коррекции

Степень повреждения Патопсихологические радикалы Направления психоло­гической ПОМОЩИ
Церебрастеяия Неспособность к умст­венному напряжению; по­вышенная утомляемость. Снижение объема памяти в слуховой изрительной модальностях; трудности концентрации,устойчи­вости и распределения внимания, нарушениеди-н ам ик? i мыслительных процессов. Адаптация де­тей в целом удовлетвори­тельная (посещают шко­лу), но при усложненных жизненных ситуациях у них могут наблюдаться обострения ввиде голово­кружения, нарушения сна, общего психического тонуса. Повышение умственной работоспособностис по­мощьюспециальных пси­хотехнических приемов по развитию памяти, вни­мания, скорости решений Развитиенавыков само­регуляции с помощьюпсихорегулируюших тренировок. Формирование положи­тельной мотивации на занятие. Коррекция негативных эмоциональных прояв­лений.
Степень повреждения Патопсихологические радикалы Направления психоло­гической помощи
Церебропатия Может проявиться у де­тей в вялости, в общей заторможенности, в апа-тодинамическом синдро­ме или, наоборот, в повы­шенной возбудимости, двигательной растормо-женности. Существен­ные трудности в обуче­нии. Психопатоподобные реакции. В структуре личности неадекватные самооцен­ки, снижение критики своего поведения. Коррекция нарушений поведения. Повышение социальной активности. Психокоррекционная работа с родителями.
Слабоумие Резкий упадок интел­лектуальной деятельно­сти и активности. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики свое­го поведения, нараста­ние бездеятельности. Тугоподвижность мыс­лительных операций. Организация жизнедея­тельности и общения ребенка в семье, в кол­лективе. Обучение ребенка до­ступным видам деятель­ности. Психологическая под­держка родителей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: