Раздел: Типология медиаобразовательных творческих заданий для аудитории
1. Цикл литературно-имитационных творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств.
2. Цикл литературно-имитационных творческих занятий, направленных на развитие у аудитории полноценного восприятия медиатекстов
3. Цикл литературно-имитационных творческих занятий, направленных на развитие у аудитории умения анализа медиатекстов.
Литература:
Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.
|
|
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.
Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.
Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.
Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.
|
|
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.
Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.
Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.
Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.
I. Цикл литературно-имитационных, творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств.
Методика такого рода занятий успешно реализуется в игровой форме. Аудитории предлагается мысленно идентифицировать себя со сценаристами медиатекстов и написать:
-заявку на оригинальный сценарий (сценарный план) произведения медиакультуры любого вида и жанра;
-сценарную разработку - «экранизацию» эпизода известного литературного произведения;
-сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий;
-оригинальный минисценарий произведения медиакультуры (например, рассчитанный на 3-5 минут экранного действия фильм, телесюжет, осуществимый в практике учебной видеосъемки);
-по написанному литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода) подготовить «режиссерский сценарий» произведения медиакультуры (фильм, радио/телепередача, компьютерная анимация и т.д.): с наметкой системы планом, ракурсов, движений камеры, монтажных принципов;
-оригинальный текст (статья, репортаж, интервью и пр.) для газеты, журнала, интернетного сайта.
Таким образом, выполняя творческие «литературно-имитационные» задания, аудитория на практике осваивает важнейшие понятия языка медиа: «идея», «тема», «заявка на сценарий», «фабула», «сюжет», «конфликт», «композиция», «сценарий», «экранизация» и т.д. Причем осваивают комплексно, неразрывно, без раздельного изучения так называемых «выразительных средств».
Основной показатель выполнения «литературно-имитационных» творческих заданий - способность учащегося кратко сформулировать свои сценарные замыслы, вербально раскрывающие аудиовизуальный, пространственно-временной образ гипотетического медиатекста. В результате у аудитории развивается индивидуальное, творческое мышление, отвечающее «понятийному» и «креативному» показателям художественного развития личности в области медиакультуры.
|
|
II.Цикл творческих занятий, направленных на развитие у аудитории полноценного восприятия медиатекстов
1.Творческие занятия по восстановлению в памяти динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов произведений медиакультуры в процессе коллективного обсуждения.
В данном случае мы опираемся на высказанный Ю.Н.Усовым тезис о том, что «восприятие звукозрительного образа - это визуальное переживание темпа, ритма, подтекста пластической формы киноповествования; результатом этого переживания являются чувственные и интеллектуальные ассоциации, которые возникают в процессе восприятия звукозрительного ряда, пластической композиции его составных частей и синтезируются в образном обобщении, содержащем в себе авторскую концепцию, многомерность художественной идеи» [Усов, 1989, с.235].
Кроме этого важнейшего показателя полноценного восприятия произведений медиакультуры по ходу занятий нужно иметь в виду усвоение аудиторией особенностей композиции кадра, его пространственного, светоцветового, звукового, ракурсного решения, которое в синтезированном виде несет смысловую нагрузку. Аудитория должна овладеть также своего рода монтажностью мышления - эмоционально-смысловым состоянием элементов повествования, их ритмическим, пластическим соединением в кадре, эпизоде, сцене, чтобы в итоге восприятие медиатекстов основывалось на взаимосвязи нескольких процессов:
-восприятия динамически развивающихся зрительных образов;
-сохранения в памяти предыдущих аудиовизуальных, пространственно-временных элементов медиаобраза;
-прогнозирования, предчувствия вероятности того или иного явления в медиатексте.
|
|
Для того чтобы осуществить эти задачи по отношению к аудиовизуальным медиа, аудитории предлагается сделать попытку описания динамики развертывания медиаобраза в ритмически организованной пластической форме повествования. Основой данного процесса может стать обсуждение монтажного (с учетом ритма, темпа и т.д.) сочетания кадров (принимая во внимание их композицию: фронтальную, глубинную, ракурсную, светоцветовую и т.д.) и эпизодов, так как динамика становления аудиовизуального образа проявляется именно во взаимодействии кадров и монтажа.
Цель данных занятий заключается в том, чтобы учащиеся, общаясь с медиа, развивали свою эмоциональную, творческую активность, невербальное мышление, звукозрительную память, из-за чего облегчается анализ и синтез звукозрительного, пространственно-временного образа произведения медиакультуры.