Для обследования методом СМИЛ необходим следующий инвентарь:
1. Книжечка - буклет, которая в зависимости от контингента и целей проводимого исследования может быть в виде мужского и женского варианта, отличающихся только по родовым окончаниям и построению нескольких утверждений, или подростково - юношеского варианта; буклет, предназначенный для полного обследования с применением 213 шкал (10 базисных, 3-х шкал достоверности и 200 дополнительных), содержит 566 утверждений, среди них 16 повторяющихся для использования дополнительной шкалы достоверности «тест-ретест». Сокращенный вариант методики содержит 378 утверждений; с его помощью можно получить профиль, построенный на основании показателей базисных шкал методики и шкал достоверности, однако без дополнительных шкал.
2. Регистрационный лист с номерами утверждений, по которым испытуемый оценивает себя, проставляя в клеточке крестик выше номера утверждения, если его ответ – «верно», и ниже номера, если ответ –«неверно». Утверждения, на которые испытуемый неможет дать конкретного ответа, обозначаются им как кружочек вокруг знака номера.
|
|
3. «Ключи— трафареты», которые накладываются на регистрационный лист для получения «сырых» (не обработанных) данных по каждой шкале.
4. Профильный лист для построения основного профиля СМИЛ по базисным шкалам методики и шкалам достоверности.
5. Профильный лист для 26 дополнительных шкал.
Работа с методикой предъявляет определенные требования к контингенту обследуемых лиц в плане их общего развития, в связи с чем взрослый вариант методики применяется лишь в отношении испытуемых, которым исполнилось 16 лет, имеющим образование не ниже 8 классов средней школы, при отсутствии признаков явного интеллектуального недоразвития или снижения и грубой нервнопсихической патологии с потерей ориентации в собственном «Я» и окружающей обстановке.
Процедура обследования. Особенности ее проведения могут наложить отпечаток на результаты тестирования, поэтому корректность процедуры обследования имеет большое значение для получения наиболее достоверных результатов. Обследование должно проводиться в максимально комфортных условиях, в отдельной комнате, где ничто не отвлекает внимание испытуемого. При одновременном обследовании группы испытуемых необходимо обеспечить самостоятельность работы каждого члена группы, исключить их влияние друг на друга; необходимо постоянное присутствие лица, проводящего исследование. Если испытуемые обращаются за консультацией, экспериментатор должен дать необходимые пояснения, но при этом напомнить, что каждый испытуемый должен руководствоваться своим собственным мнением в понимании и оценке утверждений методики. Пояснить можно лишь отдельные слова, но не смысловое содержание утверждений, так как наиболее важен тот субъективный смысл, который вкладывает в то или иное утверждение сам индивид. Нужно стремиться к тому, чтобы обследуемый, относясь с полной серьезностью к выполнению теста, не имел повода для опасений и недоверия. Поэтому необходимо снять напряженность и чувство неловкости у обследуемых, нивелировать отчужденность по отношению к экспериментатору. Для этого иногда используется такая формулировка: «У нас все проходят такое обследование, таков порядок». К буклету приложена инструкция.
|
|
После того, как весь регистрационный лист заполнен, при ручной обработке данных на него последовательно накладываются «ключи» соответствующих шкал. «Сырые» баллы соответствуют сумме крестиков, просвечивающих в окошечках трафарета-ключа при наложении его на регистрационный лист. Перевод сырых баллов дополнительных шкал в стандартные «Т» — баллы производится по формуле:
Т = 50 + 10 (Х-М)
где X — полученный сырой результат по соответствующей шкале, М /медиана/ - средненормативные данные, а — среднеквадратичное отклонение.
В профильных листах — как общего типа, так и для дополнительных шкал — сырые баллы автоматически переводятся в стандартные, так как там каждое значение сырой оценки по каждой шкале заранее высчитано и соотнесено со стандартными оценками Т.
После подсчета сырые баллы по каждой шкале выставляются в соответствующих их индексу /L, F, К/ или номеру местах в нижней части профильного листа. Однако, это только первичные сырые баллы. К данным пяти базисных шкал - 1-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й — в определенной пропорции прибавляются доли значения шкалы К: соответственно — 0,5, 0,4, 1,0, 1,0, 0,2. Для удобства подсчета справа на профильном листе представлена таблица, в которой приведены (заранее подсчитанные и округленные до целых) величины 0,5, 0,4, 0,2 для любого возможного значения «К» /первый столбец/.
После коррекции с помощью этой таблицы первичных сырых баллов, подсчитываются окончательные результаты /см. «Сумма К»/, которые затем выносятся на поле профильного бланка в виде точки, соответствующей уровню показателя каждой шкалы, соотнесенной с Т-баллами. Линия, соединяющая эти точки, образует профиль. 1-й профиль дает рисунок шкал достоверности; 2-й является основным профилем, о котором чаще всего и идет речь как о профиле MMPI /СМИЛ/.
Линия профильного листа, соответствующая 50 Т, является основной «точкой отсчета» и отражает средне-нормативные данные. Расположенные выше и ниже средне-нормативных показателей линии отстоят друг от друга на 10 стандартных делений Т, что соответствует среднеквадратичному отклонению. Линии, соответствующие 70 и 30 Т, отграничивают достаточно широкий коридор нормативного разброса от показателей, отражающих ту или иную степень нервно-психической дезадаптации, начиная с ситуативно обусловленных адаптационных реакций и кончая тяжелыми невротическими расстройствами, личностной дисгармоничностью, психопатическими проявлениями, психотическими нарушениями.