Двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
Пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
Пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
Существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
Перспективы дистанционного образования
Термин «дистанционное образование» не относится ни к какой-то особой технологии, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в аудитории. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей.
Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.
|
|
Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии
предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок
обучения для него неприемлем.
Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:
Это определение охватывает ряд форм обучения - от основанных на печатных материалах, когда общение осуществляется по почте и телефону, до двусторонних видеокурсов, когда обучающий и обучаемый «встречаются» на телевизионных экранах.
В основном в дистанционном образовании существует два подхода в обеспечении поддержки обучения - расширение и трансформация. Эти подходы могут быть описаны следующим образом.
Модель расширения имеет место тогда, когда преподаватель ведет урок, технологически мало отличающийся от традиционного, расширяя его до других пространственных и временных рамок. Деятельность педагога, совокупность учебных материалов, учебная среда позволяет имитировать ситуацию обучения в условиях аудитории, а также компенсировать утраченные каналы общения и получения учебной информации. Данная модель обучения предполагает преобразование лекции и последующего обсуждения в аудитории в индивидуальные обучающие материалы.
|
|
Модель трансформации характеризует такие формы организации дистанционного обучения, которые не имитируют традиционное обучение, а представляют собой нечто новое, специфически связанное с используемыми технологиями связи преподавателей и студентов.
Программы дистанционного обучения не обязательно являются примерами точного соответствия той или иной модели, однако знание различий между моделями важно для понимания проблем психологического и педагогического порядка, с которыми столкнулось дистанционное образование. Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся:
виртуальный класс (группа);
поддержка обучения (поддержка учащихся);
учебные телекоммуникационные проекты;
обратная связь;
диалоговая технология;
компьютерная связь;
телеконференция;