Слухоречевая память. 1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется «Альбом» (с

Память

Слуховой гнозис

Копирование

1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется « Альбом » (с. 30) и чистый лист бумаги. И .: « Нарисуй эти фигурки ».

Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования до 5 б лет.

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет.

Перед ребенком кладется (с. 31) фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И .: « Нарисуй такую же фигуру ».

Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования Эксп. меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов « Альбома » не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица (с. 32) другой рукой.

3. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагается правой и левой рукой скопировать « куб » и « дом » (« Альбом », с. 34).

4. Копирование изображений с поворотом на 180°.

Эксп. и ребенок сидят друг напротив друга, между ними лист бумаги.Эксп. рисует обращенного к себе схематического « человечка » (с. 34). И. « Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой ».

После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И .: « А теперь у своего я рисую руку; где будет рука у твоего? ».

Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник (с. 34). И .: « Переверни к себе эту фигурку ».

1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.

2. Восприятие ритмов. И .: « Сколько раз я стучу? » (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И .: « По сколько раз я стучу? » (по 2, по 3 удара). И .: « Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю? »

3. Воспроизведение ритмов. И .: « Постучи, как я ».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.


Эталоны для исследования слухоречевой памяти представлены на с. 44 (« 2 группы по 3 слова » и « 6 слов ») и на с. 47 49 (« Галка и голуби » и т.д.). Ясно, что Эксп. должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.

1. « 2 группы по 3 слова ». (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, т.е. исследование влияния гомогенной интерференции.) И .: « Повтори за мной: дом, лес, кот ». Ребенок повторяет. « Повтори еще слова: ночь, игла, пирог ». Ребенок повторяет.

Затем Эксп. спрашивает: « Какие слова были в первой группе? ». Ребенок отвечает. « Какие слова были во второй группе? » Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: « Какие вообще были слова? »

При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз.

После этого проводится гетерогенная интерференция (3 5 мин). Таковой может служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; для ребенка старше 10 лет серийный счет « 100 7 » и т.д. По окончании интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1 2 замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

2. « 6 слов ».

И .: « Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком ». Ребенок повторяет.

При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз.

Затем проводится гетерогенная интерференция (3 5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (с. 29) или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее без предъявления Эксп. спрашивает: « Какие слова мы запоминали? » Ребенок отвечает.

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

3. « Рассказ » (с. 47 49). И .: « Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее ». Эксп. рассказывает один из предложенных в « Альбоме » рассказов. Ребенок повторяет. При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

4. Пиктограмма (с. 44).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: