Синдромы несформированности
Интеллектуальные функции
Счет
Чтение
Письмо
Письмо, чтение и счет
Все задания выполняются и правой и левой рукой.
1. Написание отдельных букв и слогов. Списывание и написание слов, упроченных в опыте: собственное имя, мама, домашняя работа и т.д.
2. Написание отдельных слов и словосочетаний: машина, Мишина машина; гвоздь, кораблекрушение, гвоздь — кость, гвоздь — грусть — гость, бочка — почка, почка — почта, бочка — почка — дочка » и т. п. Сначала задания выполняются в свободном режиме, потом с зафиксированным языком.
3. Написание предложений: « Портной строчит строчку », « Устроили экскурсию в Псков », « Лавировали корабли, пока не вылавировали ».
1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр в « Альбоме » (с. 27).
2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел (с. 28).
3. Прочтение рассказа (с. 47 — 49).
Исследование счета по существу уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение отдельных цифр и чисел, тест Шульте, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке; серийный счет « 100 — 7 » и « 30 — 1 и 2 ».
1. Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных, серийных) — « Альбом » (с. 14 — 26); мораль рассказов, понимание поговорок и метафор (с. 44). I
2. А. « 4-й лишний » (предметный) (с. 36- — 38). И .: « Какой из этих предметов лишний? » После того как ребенок ответил правильно, вы спрашиваете: « Какодним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением? »
Б. « 4-й лишний » (вербальный) (с. 43). И .: та же, что и в пункте А, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.
3. А. Простые и сложные аналогии (предметные) (с. 39 — 41). Б. Простые и сложные аналогии (вербальные) (с. 43, 45).
4. Сравнение понятий (с. 44). И .: « Что общего и что разного у яблока и вишни? » или « Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус? »
5. Выделение существенных признаков (с. 43). И .: « Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать ».
6. Тест Кэттела (с. 42). И .: « Найди справа (показать) подходящее изображение для пустого квадрата ».
Очевидно, что приведенные задания не выравнены по сложности и предназначены для разных возрастных категорий.
Глава 4. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ (КОНСПЕКТ) [2]
§ 1. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
§ 2. Функциональная несформированность левой височной доли.
§ 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
§ 4. Функциональная несформированность правого полушария.
§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
§ 7. Атипия психического развития.