Речевые функции

Зрительная память

Эталоны для исследования зрительной памяти представлены.на с. 35 (« 6 фигур ») и с. 16 (« Лето »). Хотя понятно, что можно использовать и тот материал, который содержится в « Альбоме » для исследования лицевого и эмоционального гнозиса.

1. « 6 фигур » (с. 35). Очевидно, что используется только один ряд, остальные для динамического наблюдения (ретеста).

А. Перед ребенком на 10 15 с выкладывается набор из 6 фигур. И .: « Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее ».

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20 25 мин (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. И .: « Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз ».

Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой.

После этого через 20 25 мин исследуется прочность их запоминания, как и в пункте А.

Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

2. « 6 букв ».

Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б. Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже 1 вариантов):

1) ЕИРКГУ; 2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ.

3. Сюжетная картинка « Лето » (с. 16).

Перед ребенком на 20 с кладется картинка « Лето ». И .: « Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее ».

После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы:

Какое время года на картинке? Сколько там человек?

Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.)

Что находится в пруду и рядом с ним?

Какие еще животные и растения есть на картинке?

Кто чем занимается?

Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.)

Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20 25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист. И .: « Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно более схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента ».

1. Автоматизированная речь.

Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п.

2. Фонематический слух. И .: « Повторяй за мной:

б-п, д-т, з-с и т.п .; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо;

дочка точка, бочка почка, коза коса;

скороговорки...»

Ребенок повторяет каждый раз вслед за Эксп.

Попросите ребенка показать на с. 2 3 « Альбома »: « мяч меч », « кость-гроздь гвоздь », « крыса крыша »; части тела: « бровь », « ухо рот », « плечо-локоть глаз » и т.п.

Дополнительную информацию о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, актуально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т. п.), в письме и чтении.

3. Речевая артикуляция и кинетика. И .: « Повторяй за мной:

б-м, д-л-н, г-к-х;

тпру; слон стол стон, би-ба-бо, бо-би-ба;

дом том, кора гора, меч печь;

половник полковник, полковник поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки) ».

4. Номинативные процессы. И .: « Что это такое? Как это называется? » Ребенка просят назвать изображения из « Альбома » (с. 1 3); сначала по одному, затем по 2, по 3; части тела, которые вы показываете на нем, на себе и на картинке; любые изображения, действия, качества, используя стимульный материал « Альбома »; цвета и т.д.

Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т.д.

5. Понимание логико-грамматических (« квазипространственных ») конструкций.

A. На с. 46 « Альбома » ребенка просят показать: « бочку за ящиком », « перед бочкой ящик », « в ящике бочку » и т.д.

Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

B. Ребенок решает задачу: « Колю ударил Петя. Кто драчун? » или « Брат отца и отец брата это одно и то же? » и т. п.

Г. И .: « Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава? » Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания.

Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: