Формирование « квазипространственных » представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: « Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет », « Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой » и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий « выше », « ниже » к понятиям « над », « под » и т.д.
75. « Положи ручку ». Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
76. « Где лежит карандаш? ». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради (« Карандаш лежит на тетради, а тетрадь ..., а стол ...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над,пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами (« Тетрадь лежит под карандашом »).
|
|
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.
77. « Нарисуй предлог ». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом, например как на рис. 10.
Рис. 10
78. « Зашифрованное послание ». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (см. рис. 11), и записать его прямо под картинками.
Рис. 11
Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.
79. « Теремок ». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех — лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
80. « Новоселье ». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:
« В теремке поселились: лягушка — под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет? »