Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук, движения в широком диапазоне (пространственном и телесном). «Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики. «Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.
В конце каждой волшебной игры-превращения: « Пустыня », « Царство животных » или « Царство птиц » — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого все вместе с психологом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.
Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.
40. « Движения в одном направлении ». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
41. « Что находится справа от меня? ». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: « Что теперь справа от тебя? ». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
42. « Повернись направо, повернись налево ». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игроки командует водящему: « Направо !» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует (« Направо !», « Налево !», « Вперед !», « Назад !»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).
43. « Кто где стоит? ». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: « Где стоит Петя относительно тебя? » Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
44. « Диспетчер и самолет ». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
45. « Робот ». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: « Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д .». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: « Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.) ».
46. « Передай мяч назад ». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
47. « Мама, поверни направо ...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: « Мама, поверни направо ». Мама: « Поворачиваю, иду ». — « Теперь налево ». — « Слушаюсь, поворачиваю ». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: « Стой !». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: « Возьми правее (левее) ».
48. « Моя комната ». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: « Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.) ».
Ему дается инструкция: « Покажи верхний правый угол впереди » и т.д.
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
49. « Капризный фотограф ». Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: « Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы ». Модификация задания — ребенок сам говорит: « Я посадил льва справа от медведя ». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
50. « Беги на новое место ». Дети встают в колонну. Психолог или ребенок ведущий говорит: « Я стою перед Петей ». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: « Я стою сзади Вити », и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично — стоя в шеренге: « Я стою справа от ...» (с передвижением влево и т.д.).
51. « Где же я сижу? ». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: « Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.) ». Затем они меняются местами, и игра продолжается.
52. « Собираем урожай ». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые « лежат правее, чем капуста »; « левее, чем морковь ».
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, « все наоборот »: « Право — где у меня лево, а лево — где право ».
А. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
Б. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.
53. « Моя рука, твоя рука ». Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.
54. « Назови часть тела ». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: « Это твое правое колено, это твой левый глаз (и т.д.) ».
55. « Найди свою правую руку ». Сидя напротив ребенка, дать инструкцию: « Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой ». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).
56. « Найди правый рукав ». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
57. « Веселые картинки ». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.
Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.
58. « Правильное зеркало ». Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему « зеркало » на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психолог переносит свою правую руку к вправо, то ребенок свою левую — влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
59. « Неправильное зеркало ». И.п. то же, но инструкция изменяется: « То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки) ». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.
Далее отрабатываются движения с перешифровкой:
Одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например: дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца;
движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук психолога. Например: правая рука психолога двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относительно себя (соответственно влево — вправо, вверх — вниз, вниз — вверх, к себе — от себя, от себя — к себе, налево вверх — направо вниз и т.д.).
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
60. Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.
61. Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, Вселенной.
В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки « на местности », затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.
62. « Поставь фигуру в угол ». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: « Нарисую месяц в правом верхнем углу ».
63. « Покажи направление ». Научите ребенка показывать направления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем — по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
64. « Куда указывает стрелка? ». Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично — нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
65. « Проведи линию ». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: « Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол » и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку — « Графические диктанты » (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
66. « Расставь знаки ». Инструкция: « Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак « + » от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева ». Аналогично — с двумя разными знаками.
67. « Стрелки ». Инструкция: « Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх ». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
68. « Соедини точки ». Инструкция: « На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них ».
В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом — первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем — вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).
В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
69. « Графические диктанты ». Психолог диктует: « Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, ... две — вниз, ... одну — влево » и т.д. Более сложный вариант — движение по диагональным направлениям, например: « Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз ». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться.
Каждый психолог легко может сам разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п., чтобы использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой. « Графические диктанты » рекомендуется выполнять следующим образом:
• сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем — левой рукой;
• ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра « Непослушный ученик »;
• после того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противоположную сторону и наоборот;
• по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть — в противоположном направлении, затем — снова в заданном направлении и т.д.
Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.