Физической культуры по спортивным играм

Основные требования к составлению конспекта урока

Учитывая, что календарные сроки прохождения педагогической практики в школе приходятся на III четверть (4 и 5 семестры), считаем уместным наиболее подробно, рассмотреть особенности организации и проведения урока по спортивным играм, но ни в коем случае, не умаляя значимость уроков по другим видам физкультурной деятельности.

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств.

Непременными условиями эффективности урока по спортивным играм являются: соблюдение учителем дидактических принципов обучения, знание им теории, методики, техники и тактики игр, их специфики, умение определить оптимальную нагрузку и регулировать ее, рационально использовать имею­щееся оборудование, инвентарь и технические средства.

На уроке по спортивным играм, как и на любом другом уроке физической культуры, учитель должен одно­временно обучать, развивать и воспитывать учащихся, опи­раясь на принципы демократизации, гуманизации и педаго­гики сотрудничества.

Умение избирать оптимальный вариант содержания урока строится на основе учета связи нового материала с ранее пройденным, степени сложности новой темы и нерешенных за­дач.

На подбор упражнений и методов организации учащихся в подготовительной части большое влияние оказы­вает предстоящая основная деятельность на уроке и специ­фика спортивной игры.

Первые подготовительные упражнения в уроке должны быть легкими по нагрузке, не требующими предварительной подготовки и хорошо знакомыми учащимся данного класса: разнообразная ходьба, бег с изменением направления, а за­тем и скорости, в чередовании с остановками и поворотами по различным сигналам; далее - подскоки, прыжки. Здесь же применяются строевые упражнения, упражнения на формирование осанки, освоенные на предыдущих уроках отдельные технические приемы. Положительные эмоции у детей вызывает использование в этой части урока полосы препятствий, подвижных игр и эстафет. Интересных и хороших упражне­ний много. Но из их обилия преподавателю нужно выбрать только несколько, наиболее эффективных, именно для подго­товительной части данного урока, соответствующих особен­ностям игровой деятельности.

Это в равной степени относится и к общеразвивающим упражнениям (ОРУ), исполняющим роль своеобраз­ной разминки, большее число из которых, следует выполнять не на месте, а в движении. Необходимо включать в разминку специально направленные упражнения для подготовки мышц, связок, суставов к физическим нагрузкам в режиме, близком к предстоящей основной работе с целью профилактики травматизма.

Надо чаще использовать упражне­ния в парах, с применением единоборств, преодолением пас­сивного и активного сопротивления партнеров; а также с предметами: мячами, скакалками и др. Продолжительность подготовительной части урока по спортивным играм не должна превышать 6 - 10 мин.

В основной части (30 - 35 мин) урока осваиваются разнообразные технические приемы игры, взаимодействия игроков, и вос­питываются физические качества. Поэтому структура ос­новной части игрового урока бывает, как правило, слож­ной, состоящей из отдельных блоков, которые включают в себя несколько упражнений и направлены на решение кон­кретных задач.

При этом следует руководствоваться следующим:

- сложные по координации упражнения, новые движения надо выполнять и разучивать в первой половине основной части, а упражнения, предъявляющие повышенные требо­вания к вегетативным функциям организма, - во второй;

- если главная задача урока - изучение технических прие­мов, то в конце основной части целесообразно выполнять упражнения для развития выносливости;

- когда основной задачей является воспитание координа­ции движений, ловкости, быстроты, скоростно-силовых ка­честв, упражнения следует выполнять непосредственно после подготовительной части, когда учащиеся еще не утомлены;

- упражнения для воспитания быстроты должны предшест­вовать упражнениям «на силу» и «на выносливость»;

- если задача занятия - воспитание выносливости, то пос­ле подготовительной части применяются упражнения для воспитания анаэробных возможностей (скоростной выносливости), а во второй половине - аэробных (общей вынос­ливости).

Вместе с тем рекомендуется отойти от приоритета дифференциро­ванного развития отдельных физических качеств и двига­тельных навыков к реализации установки на комплексную подготовку, в основе которой лежит использование инте­грального подхода.

Ведущими при внедрении интегрального подхода в прак­тику проведения уроков по спортивным играм являются методы: со­пряженных воздействий, игровой и соревновательный.

Например, одним из основных видов деятельности школьников в ос­новной части многих уроков по спортивным играм является либо дву­сторонняя игра, либо игры, подводящие к спортивным: "Пионербол", "Перестрелка", Снайпер". К сожалению, как показывает практика, такие игры недостаточно продуманы, слабо организованы и не всегда управляемы, т.к. вни­мание учителей, как правило, сосредоточено только на фиксации наруше­ний правил.

В процессе двусторонних и подвижных игр необходимо уделять пристальное внимание конкретному заданию на игру и воспитанию дисцип­линированности, инициативности, решительности, коллек­тивизма и взаимовыручки. Школьники, не занятые в игре, долж­ны по заданию и под контролем учителя выполнять в это время несложные упражнения за пределами пло­щадки для воспитания физических качеств или развития отдельных мышечных групп. С этой целью рекомендуется использовать скамейки, гимнастические стенки, расположенные вдоль ее боковых линий, и другое оборудование и инвентарь. Через опреде­ленное время учащиеся, выполнявшие упражнения и игравшие меняются местами.

В практике работы некоторых учителей физической куль­туры еще наблюдается недооценка роли заключительной части урока. Отсюда игнорирование ее частных задач, непро­думанный подбор упражнений, скороговорка преподавателя при подведении итогов занятия. Задача постепенного снижения уровня физического и эмоционально-психологического возбуждения школьников особенно актуальна для игровых уроков, так как здесь один из пиков этих возбуждений приходится на конец основной части занятия - двусторон­нюю игру. По этой причине продолжительность заключи­тельной части отдельных уроков баскетбола может быть увеличена до 5-7 мин.

Специфика урока по спортивным играм (разнообразные переме­щения и внезапные смены игровых ситуаций; использование, как правило, большого количества мячей, которые являются для школьников сильным раздражителем; частое примене­ние игрового и соревновательного методов, еще более повы­шающих психологическое и эмоциональное напряжение за­нятия), предъявляет повышенные требования к организации деятельности учащихся.

В связи с этим необходимо планировать и применять та­кие методы организации, которые наилучшим способом по­могали бы учителю на каждом конкретном занятии решать поставленные задачи.

На уроках в различной степени применяют фронтальный, групповой, индивидуальный методы и характеризующий их порядок выполнения школьниками заданий по времени: одновременно всеми или поочередно, поточно или раздельно. Кроме того, в последние годы широкое рас­пространение получила такая эффективная форма органи­зации деятельности учащихся на занятии, как круговая тре­нировка.

Одной из важных особенностей современного урока по спортивным играм является комплексное освоение учебного материала. Четыре его компонента, относящиеся к изучению основ зна­ний, овладению двигательными действиями и навыками са­мостоятельных занятий, воспитанию физических качеств, должны составлять единый процесс.

Итоги осмысливания деятельности педагога и учащихся отражаются в конспекте. В заглавной части конспекта школьного урока указывается номер урока по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы занимающихся.

Далее перечисляются общие задачи урока - образовательные, укрепления здоровья, совершенствования физических качеств, воспитания качеств личности школьника. Здесь же указывается место проведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства.

В графе «Содержание» указываются частные задачи и средства их решения. Здесь же указываются способы организации занимающихся при решение каждой частной задачи. В графе «Дозировка» обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий.

В графе «Организационно-методические указания» должны быть предельно четко сформулированы требования к выполнению упражнения, особенности правил игры и игровых заданий, а также в этой графе могут даваться описания построений в игре.

Разработкой «Плана - конспекта урочного занятия» заканчивается весь цикл планирования учебного содержания программного материала.

Список рекомендуемой литературы:

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: Программы общеобразовательных учреждений / Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2004, 2010.

3. Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2010. - 114с.

4. Лях, В.И. Физическая культура: 5-9 классы: тестовый контроль: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2007. - 114с.

5. Лях, В.И. Физическая культура: 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич, под общ. ред В.И. Ляха. - 5-е изд.. - М.: Просвещение, 2010. - 207с.

6. Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Физическое воспитание в общеобразовательной школе: Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 93 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: