Неблагоприятные факторы учебного труда

Реакция организма на

Психофизиологическое исследование состояния работников умственного труда показывает, что после работы у них отмечаются выраженные признаки утомления: увеличение числа замедленных и ошибочных реакций, падение работоспособности, снижение внимания, остроты зрения, расстройства сна, угнетенное настроение, повышение температуры тела, ускорение пульса, повышение артериального давления, повышение уровня сахара в крови и т.д.

Регулярное повторение ситуаций, вызывающих развитие утомления, отсутствие условий для полного восстановления функций организма и ЦНСобусловливают накопление явлений утомления, что может привести к развитию заболеваний.

Таблица 6

Схема степеней переутомления

Симптомы Стадии переутомления
начальное легкое выраженное тяжелое
Снижение трудоспособности мало выраженное заметно выраженное достаточно выраженное резко выраженное
Появление ранее отсутствующей усталости во время нагрузки при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке при всякой нагрузке
Компенсация волевыми усилиями не требуется полная неполная незначительная
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временная неустойчивость раздражительность угнетение, резкая раздражительность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться много труднее засыпать или просыпаться сонливость днем бессонница
Снижение умственной работоспособности нет трудно сосредоточиться временная забывчивость значительное ослабление внимательности
Профилактические мероприятия упорядочение отдыха, физической культуры, развлечения очередной отдых отпуск, организованный отдых лечение

Первую стадию можно отнести к собственно утомлению, т.к. на этом этапе нет снижения умственной трудоспособности, нет резких эмоциональных сдвигов. Процесс остается легко обратимым. Тяжелое переутомление ведет к развитию болезненных явлений, в том числе к расстройству функций сосудов головного мозга.

При дозированной физической нагрузке эти явления исчезают. При хроническом переутомлении расстройства становятся более глубокими, не нормализуются после сна и одного только отдыха, а физическая нагрузка ухудшает состояние. При лабораторном обследовании могут быть установлены отклонения многих показателей.

В дальнейшем переутомление может привести к развитию психогенных заболеваний, которые разделяются на две группы: психосоматические заболевания и неврозы.

Более многочисленными являются психосоматические заболевания, представляющие собой заболевания внутренних органов (терапевтические), которые развиваются вследствие переутомления или психологических переживаний и конфликтов.

К их числу принадлежат следующие распространенные заболевания:

1) гипертоническая болезнь, проявляющаяся стойким повышением артериального давления;

2) ишемическая болезнь сердца (ИБС, стенокардия, грудная жаба), проявляющаяся появлением болей в сердце при переживаниях или при иной нагрузке, которая в дальнейшем может приводить к смертельно опасным инфарктам миокарда;

3) язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, проявляющаяся мучительными болями в желудке и требующая серьезных ограничений в питании;

4) бронхиальная астма, проявляющаяся мучительными приступами удушья;

5) неспецифические колиты, проявляющиеся расстройством стула;

6) нейродермиты, проявляющиеся развитием экземы.

Материальной основой их служат нарушения вегетативной нервной системы, выступающей посредником между ЦНС и внутренними органами.

Второй группой заболеваний, развивающихся вследствие переутомления, являются неврозы. Неврозы могут, как и психосоматические болезни, развиваться и вследствие межличностных конфликтов, и вследствие переутомления, вызванного затруднениями в обработке больших объемов информации. Такие неврозы иногда называют информационными неврозами.

В их основе лежат следующие факторы:

1) большой объем информации, подлежащей усвоению, особенно при необходимости принятия на ее основе решения,

2) постоянный дефицит времени, отведенного на такую работу, высокая мотивация деятельности, что определяет высокую значимость усвоения информации.

Наиболее надежным методом профилактики является недопущение неритмичной работы, «штурмовщины» и, особенно, нарушений сна.

Невротические расстройства

Следствием психической травмы или эмоционального перенапряжения может быть развитие неврозов или невротических расстройств, к которым больные имеют критическое отношение и которые они стремятся преодолеть или переработать.

Неврозы развиваются в непосредственной связи с психическими травмами и осознаются как связанные с вызвавшими их переживаниями.

Существует несколько классификаций этих расстройств. Наиболее распространенная в отечественной медицинской литературе классификация выделяет три невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения проявляется главным образом двумя проявлениями: астенией (нервной слабостью) и гиперестезией (повышенной возбудимостью и раздражительностью).

Астения проявляется общей слабостью, снижением переносимости привычных нагрузок, легкой утомляемостью, сонливостью днем и ухудшением сна ночью, общим плохим самочувствием.

Гиперестезия проявляется раздражительностью, непереносимостью яркого (и не очень яркого) света, всякого шума, любого раздражения и дискомфорта.

При этом у больных, как правило, отмечается сниженное настроение, неприятные ощущения в различных частях тела, например в голове, ощущение тяжести, сдавленности, боли в животе. В связи с неприятными ощущениями и тревожностью больные могут высказывать преувеличенные опасения за свое здоровье, обращаться к врачам с просьбой найти у них предполагаемые заболевания, в том числе опасные, как например рак. Такие расстройства в иных классификациях именуют ипохондрическими или соматоформными.

Невроз навязчивых состояний проявляется появлением навязчивых переживаний, страхов, опасений, сомнений. Они появляются в сознании помимо желания, воспринимаются как болезненные, мешающие, к ним имеется критическое отношение, от них больной хочет избавиться, но это ему не удается. Всего известно около 400 вариантов навязчивостей. Наиболее часто встречаются следующие:

навязчивые сомнения — возникают тягостные мысли, что «утюг не выключен», «дверь не заперта», из-за чего человек вынужден многократно возвращаться, чтобы «проверить»;

навязчивый страх высоты — панический страх, который возникает даже на небольшой высоте, например на уровне вагонной полки, небольшого возвышения, что заставляет больного избегать такой высоты;

навязчивый страх замкнутого пространства – ужас охватывает в кабине лифта или в метро, из-за чего больной перестает пользоваться лифтом или метро, избегает тесных комнат;

навязчивый страх открытого пространства - панический страх, опасности на широкой улице или на площади, из-за чего больной избегает таких мест;

навязчивый страх острых предметов - при виде острых предметов появляется страх, что он может пораниться об эта предметы, из-за чего старается прятать их;

навязчивый страх смерти — появляются страх, что он может умереть;

навязчивый страх покраснеть - появляется страх, что он покраснеет, а из-за этого окружающие его заподозрят в чем-то нехорошем;

навязчивый страх заражения, загрязнения - появляются мысли, что руки грязные, нечистые, что заставляет больного многократно мыть их (до акземы);

навязчивый счет — постоянно испытывает навязчивое желание считать все предметы, которые видит и которые можно пересчитать.

Попытка преодолеть навязчивое состояние сопровождается выраженным чувством тревоги. Нередко больной как бы подчиняется тревожным опасениям (имея к ним критическое отношение), но подчиняется не из-за согласия с ними, а для облегчения своих переживаний, уменьшения тревоги. В зарубежной литературе этот вид невротических состояний именуется «тревожными расстройствами».

Уучащихся особое место занимают тревожные расстройства, именуемые «социальные фобии». В период занятий социальные фобии проявляются страхом выступления перед преподавателем, перед публикой. Особенно острый характер этот страх может принимать у студентов музыкальных и театральных учебных заведений, где фобии становятся препятствием к самому занятию данной профессией. Он может представить проблему для студентов-педагогов, которым предстоит вести урок перед классом, особенно в присутствии проверяющих их работу. Страх выступления может проявляться при освоении ведения судебных заседаний будущими юристами. Более распространены социальные фобии, проявляющиеся в страхе перед экзаменами или на генеральной репетиции, тем более на открытом публичном концерте, который играет роль экзамена, от оценки на котором зависит будущее. Страдающие такими фобиями обычно не обращаются за медицинской помощью, расценивая их как проявление особенностей характера, а не заболевание. Они могут получить помощь у психотерапевтов или психологов. Некоторые пытаются применять при страхах перед выступлением или экзаменами различные препараты - валерьяну, транквилизаторы или даже алкоголь. Использование препаратов совершенно недопустимо в случае нормальной реакции на ситуацию экзамена или выступления, если страх вызван объективной неготовностью к таковым. Более того, прием успокаивающих препаратов может снизить способность найти выход, мобилизовать все имеющиеся ресурсы. В то же время самолечение при наличии заболеваний может быть абсолютно неэффективным, но привести к развитию зависимости от транквилизаторов или алкоголя.

Истерический невроз проявляется появлением расстройств движений в виде параличей, судорог, расстройств речи (немоты), расстройств чувствительности (потери чувствительности), временной слепоты или глухоты, частичной потери памяти. Как правило, у больного развиваются расстройства, которые как бы помогают "избежать" неприятностей или трудностей путем "ухода в болезнь". Как иногда хотелось бы "заболеть" перед экзаменом, так что даже начинает казаться, что "болезнь начинается"! Но у человека здорового так и не появятся признаки несуществующей болезни, а предрасположенная к истерии студентка почувствует все ее признаки. Международной классификации болезней термин "истерические" расстройства, который воспринимается как негативно характеризующий человека, заменен на "диссоциативные" или "конверсионные" расстройства.

Неврозы практически всегда воспринимаются как болезненные состояния. Поэтому обычно заболевшие обращаются к врачам. Но часто они обращаются к невропатологам или даже терапевтам, хотя наилучшая помощь при неврозах может быть получена при обращении к психотерапевтам, психиатрам или к психологам. Категорически нежелательно самолечение.

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Студенческий контингент, особенно студенты первых курсов, обнаруживает повышенный риск развития состояний социально-психологической дезадаптации. Причина их развития связана с изменением образа жизни, что само по себе способствует развитию расстройств адаптации, которые более тяжелы у тех, кто вынужден учиться в другом городе, особенно при наличии материальных трудностей. Для многих студентов учебная нагрузка оказывается слишком большой из-за того, что приходится учить большие объемы нового материала, особенно если материал труден для усвоения. У других студентов трудности проистекают из неумения организовать учебный процесс, что ведет к тому, что накапливается невыученный материал, освоение которого в дальнейшем становится очень трудным или невозможным.

При исследовании большой выборки московских студентов (Н.Д. Кибрик, М. Кушнарев, 1988) было выделено три степени дезадаптации.

Первая степень характеризовалась затруднениями в усвоении учебного материала, что проявлялось в развитии невротических расстройств в период экзаменационных.сессий. Отмечались снижения памяти, трудности в сосредоточении внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность.

При этом одни студенты активно стремились облегчить свое состояние соблюдением режима, советовались с друзьями, занимались самолечением, обращались за помощью к врачам. Они стремились удержаться в институте.

Другие «замыкались в себе», не стремились активно преодолеть складывающуюся ситуацию, предоставляя ей возможность «саморазрешиться».

Вторая степень характеризовалась выраженным снижением успеваемости, накоплением академической задолженности, пропусками занятий, конфликтами с преподавателями и администрацией института. Здесь также у одних обнаруживалась активная форма поведения, у других -пассивная.

При активной форме поведения студенты наряду с появлением отрицательного отношения к учебе занимали позицию «активного сопротивления» принятым формам и методам преподавания, конфликтовали с учебной частью института, обвиняли преподавателей в предвзятом к ним отношении, активно искали помощи в медучреждениях (чтобы продлить сессию или получить академический отпуск). У них отмечалось нарастание неврозоподобных и аффективных расстройств, а у некоторых появ лялись суицидальные мысли. Нередко из-за своей конфликтности и нетерпимости они практически отказывались, от получения помощи.

При пассивной форме поведения у студентов нарастали пассивность, бездеятельность, равнодушие к своим обязанностям. Они хотя и не пропускали занятия систематически, но и не участвовали активно в учебном процессе. Становились соучастниками асоциальных действий (пьянство, случайные связи), не реагировали на воспитательные воздействия.

Третья степень дезадаптации выражалась в прекращении обучения, что приводит к отчислению студента за академическую неуспеваемость, пропуски занятий, нарушение дисциплины.

При активной форме поведения поводом для отчисления чаще служили нарушения дисциплины и асоциальное поведение, но отчисленные выражали желание учиться в другом институте, строили планы на трудоустройство, чтобы обеспечить себе дальнейшее обучение. Однако некоторые объединялись с себе подобными и становились организаторами и участниками новых противоправных действий, часто сопровождавшихся пьянством.

При пассивной форме поведения студенты в течение ряда месяцев не посещали институт, не выходили из дома, были равнодушны к своей судьбе и к окружающему, высказывали суицидальные мысли и даже иногда совершали суицидальные попытки. Обычно это были замкнутые, стеснительные, сензитивные личности. Они скрывали от близких возникшие трудности, не решались с кем-либо посоветоваться. Отчисление из института они воспринимали как трагедию.

На первом году обучения преобладали пассивные формы поведения. Активные формы поведения при дезадаптации нарастали ко второму и третьему году обучения.

Среди причин дезадаптации важнейшие:

· личностные особенности,

· психические травмы.

· Личностные особенности

Было выделено три группы личностных особенностей, предрасполагавших к декомпенсации.

Несоответствие структуры личности выбранному учебному заведению — наблюдалось при неудачном выборе учебного заведения, нередко сделанного под давлением родителей. После начала обучения студент обнаруживал несоответствие выбранного его интересам, его представлениям о значимости избранной специальности. Нарушения развивались уже на первом курсе и проявлялись развитием психосоматических заболеваний (язвенная болезнь), вегетативными расстройствами, суицидальными высказываниями.

Несоответствие особенностей личности предъявляемым требованиям в процессе обучения. Здесь основным было неумение организовать учебный процесс, приспособиться к требованиям обучения в высшей школе. На первом курсе преобладали трудности, связанные с новой формой организации учебного процесса (отсутствие ежедневных опросов, частого повторения материала). На втором курсе нарастали трудности с умением освоить большой объем изучаемого материала. У студентов нарастали неврастенические расстройства, головные боли, расстройства сна, утомляемость, а затем пониженное настроение, идеи самоуничижения, которые иногда порождали суицидальные мысли и намерения.

Несоответствие интеллектуальных возможностей объему и содержанию учебного материала. Чаще эту группу составляли лица с остаточными явлениями органического заболевания мозга. У них, кроме невротических расстройств, происходили обострения основного заболевания. Декомпенсации нарастали в период экзаменационной сессии.

· Психогенные факторы

Поводом декомпенсации служили относительно незначительные события, которые были существенны скорее в силу того, что усугубляли учебные проблемы и приводили к затруднениям в учебном процессе. Это могли быть болезнь родителей, ссора с другом, материальные затруднения, конфликт с преподавателем, нежеланная беременность. Легче переносились те конфликты, которые могли вызывать сочувствие у окружающих, по поводу которых было несложно посоветоваться с окружающими. Если же конфликт не давал такой возможности (внебрачная беременность, венерическое заболевание), то студент (или студентка) оказывались в изоляции, опасаясь осуждения окружающих, переживая чувства самообвинения, самоуничижения.

Студенты первых двух курсов нередко преувеличивали экзаменационные опасения, ожидая особого предвзятого отношения со стороны преподавателей, их излишнюю требовательность, что создавало чрезмерно пессимистическую установку на ситуацию экзаменов.

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Учебная деятельность, несмотря на все сложности, связанные с ней, является фактором нормальной нагрузки, преодолеваемой большинством студентов, зачисленных на первый курс.

Поэтому основным методом профилактики умственного переутомления у студентов является обеспечение здорового образа жизни со строгим соблюдением отдельных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий.

Здоровый образ жизни предполагает:

· рациональный режим труда и отдыха;

· личную гигиену;

· рациональное питание.

· отказ от вредных привычек;

· закаливание;

· оптимальный двигательный режим;

Рациональный режим труда и отдыха. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма. Это создает оптимальные условия для работы и отдыха, что способствует укреплению здоровья, улучшению производительности труда. Важнейшим в режиме дня студента является регулярность ежедневных занятий, включая занятия в университете и самостоятельную подготовку в библиотеке или дома, что должно сокращать перегрузку в период экзаменационной сессии (экзаменационную «штурмовщину»). Необходимо строго обеспечивать достаточную продолжительность сна, до 8 часов в сутки.

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.

Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем незаменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Ниже приводится режим дня студента, разработанный для студентов Московского государственного университета (МГУ). В этом варианте на внеаудиторные занятия выделяется 4 часа ежедневно, на сон – 7 часов 50 минут, в выходные дни – 8 часов (с дневным сном).


Таблица 7

Режим дня студентов МГУ

Мероприятия Время
Подъем 7.00
Гимнастика 7.00 – 7.10
Туалет 7.10 – 7.15
Завтрак 7.15 – 7.30
Одевание 7.30 – 7.40
Проезд до места учебы 7.40 – 9.00
Учеба 9.30 – 15.20 (раз в неделю занятия физкультурой)
Работа в библиотеке 15.30 – 17.30
Проезд домой 17.30 – 19.00
Обед 19.00 – 20.00 (включен просмотр телевизора)
Выполнение домашних заданий 20.00 – 22.00
Просмотр прессы и телефонные переговоры 22.00 – 22.45
Прогулка и душ 22.45 – 23.00
Приготовление ко сну 23.00 – 23.10
Сон 23.10 – 7.00

Распорядок свободного дня студента (выходные и праздничные дни)

Мероприятия Время
Подъем 9.30
Гимнастика 9.30 – 9.45
Туалет 9.45 – 10.00
Завтрак 10.00 – 10.30
Занятия спортом 10.30 – 13.00
Обед 13.00 – 14.00
Тихий час 14.00 – 15.00
Прогулка 15.00 – 17.00
Культпоход (театр, стадион, парк и т.д.) 17.00 – 21.00
Ужин 21.00 – 22.00
Развлечения (дискотеки и т.д.) 22.00 – 24.00
Сон 00.00 – 7.00



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: