Сущность и объективная необходимость реализации региональной политики

Лекция 1. Регион как объект хозяйствования и управления. Предмет и проблемы исследования региональной экономики

Операционные системы коллективного пользования – многопользовательские многозадачные.

Повышение эффективности государственного управления возможно путем разбиения единой системы на ряд подсистем. В качестве таковых подсистем выступают регионы, как составные части государства. Региональная структура государства дублируется региональной структурой экономической системы. Подобное разбиение государства как экономической системы целесообразно с экономической точки зрения. Хотя при этом решаются не только экономические задачи.

Любое государство, стремящееся к самосохранению и развитию, не может допустить застоя в любой из сфер своей ответственности. Поэтому вопросы экономического развития являются основными, определяющими развитие всех остальных сфер человеческой деятельности. Уровень экономического развития страны в целом определяется уровнем экономического развития ее регионов.

В превалировании стратегической составляющей во всех управленческих воздействиях заключается первая особенность региональной экономики.

Второй особенностью региональной экономики и одной из ее главных задач является необходимость баланса, соблюдения определенных пропорций между темпами экономического развития регионов.

1.2. Региональная экономика: место в системе образования и современной науке

Региональная экономика тесно связана:

- с экономической теорией: развивает и детализирует принципы и законы экономической теории в территориальном аспекте;

- с менеджментом: региональная экономика реализует принципы управления и планирования экономическими объектами на уровне региона;

- с другими специальными дисциплинами: экономической географией, социологией, политологией, историей экономических учений, статистикой, экономическим анализом и др.

Цель изучения дисциплины «региональная экономика» – формирование у студентов системы теоретических представлений и практических навыков в сфере управления экономическим и социальным развитием регионов, а именно в области экономического районирования; совершенствования территориального разделения труда, размещения производительных сил; условий и факторов развития отдельных регионов России.

Основные задачи:

- изучение теорий региональной экономики, основных методов регионального анализа и диагностики региональных проблем, инструментов региональной экономической политики;

- изучение специфики современной социально-экономической ситуации в России, основных факторов и закономерностей развития экономики регионов;

- формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;

- формирование самостоятельных навыков использования современных методик и нормативно-правовых актов для расчета основных экономических и социально-экономических показателей регионального развития с использованием источников экономической, социальной, управленческой информации.

Объект изучения: территория как часть социально-экономической системы государства; предмет - функционирование экономики региона как подсистемы национальной экономики, взаимосвязи и взаимодействия между регионами в рамках экономической системы государства, закономерности и принципы управления социально-экономическим развитием регионов.

Региональная экономика занимает промежуточное положение между макроэкономикой, изучающей первый (высший) уровень в иерархии экономической системы страны и экономикой предприятия, изучающей основные экономические закономерности на микроэкономическом (элементарном) уровне, уровне экономики отдельно взятого хозяйствующего субъекта.

1.3. Исходные понятия региональной экономики: «регион», «территория», «акватория», «аэротория», «геотория»

Термин «регион» (от лат. regio – страна, область) в общепринятом понимании – крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.).

В контексте изучения курса «Региональная экономика» будем считать, что «регион» – это территория, характеризующаяся системностью, целостно­стью, специализацией.

Традиционно применительно к суше регион понимается как часть территории. По аналогии в океане (море) выделяются части акватории. Известны понятия «аэротория» - часть воздушного бассейна. «Геотория» - более широкое понятие, объединяющее категории «территория», «акватория» и «аэротория».

Микрорегион, макрорегион.

11 крупных экономических районов – Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Региональные ассоциации как форма экономической интеграции.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в 2000 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: