Решение экономических проблем отдельных территорий возможно путем их вливания в другую административную единицу (регион): объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край (2005 г.), Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (2007 г.), Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край (2007 г.), Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (2008 г.), Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край (2008 г.).
Основные последствия интеграционных процессов в регионах:
- синхронизация процессов социально-экономического развития и выравнивание его уровня;
- углубление взаимозависимости экономик регионов, упрочение производственных и коммерческих связей между субъектами хозяйственной деятельности, находящихся в разных регионах;
- технологическое развитие однородных отраслей экономики и рост производительности труда;
|
|
- рост масштабов производства, сокращение издержек;
- объединение региональных рынков.
Региональная интеграция есть проявление общемировой тенденции к объединению.
Дезинтеграция:
- распад бывшего СССР;
- усиление региональной сегментации в экономической сфере;
- нарастание межрегиональных конфликтов;
- тенденции к социально-экономической замкнутости.
Корни дезинтеграции – в экономике, политике, обществе. Задачи центральной власти - препятствование дезинтеграционным процессам, выявление их причин и по возможности их устранение.
2.6. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия и их роль в укреплении межрайонных экономических связей и формировании единого экономического пространства
Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия являются добровольным объединением субъектов РФ для координации усилий в решении социально-экономических проблем регионов, повышения качества жизни населения, межрегиональной интеграции между регионами России. Одной из причин стало стремление регионов к решению противоречивой проблемы: создание ассоциации создавало альтернативу централизованному управлению регионами из единого центра и способствовало усилению роли региональных властей. В условиях центробежных тенденций в экономике страны это позволяло сохранить межрегиональные связи.
За один 1991 год были созданы восемь межрегиональных ассоциаций:
- Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-запада Российской Федерации (“Северо-Запад”);
- Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центральной России (“Центральная Россия”);
|
|
- Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации (“Черноземье”);
- Ассоциация “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации;
- Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа (“Северный Кавказ”);
- Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”);
- Ассоциация экономического взаимодействия территорий Сибири России (“Сибирское соглашение”);
- Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
«Большой Урал»: Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край, ХМАО, ЯНАО.
Основные цели Ассоциации «Большой Урал»:
- содействие социально-экономическому развитию Уральского региона;
- повышение конкурентоспособности уральских предприятий;
- укрепление отраслевых, межрегиональных связей на территории Большого Урала, с другими регионами России и странами СНГ;
- выработка региональной стратегии социально-экономического развития;
- осуществление консультационной деятельности для руководителей и специалистов предприятий, представителей малого и среднего бизнеса;
- содействие российским компаниям в разработке эффективных бизнес- моделей с использованием информационных технологий;
- организация диалога по проблемам социально-экономического развития через конференции, семинары, онлайновые форумы, печатные и электронные СМИ;
- предоставление информации потенциальным инвесторам о существующих и перспективных проектах, программах;
- оказание консалтинговых услуг для бизнеса;
- подготовка аналитических материалов.
Создание Федеральных округов (2000 г.), усиление централизации государственной власти ограничили возможности регионов не только в политической сфере, но и в экономической. Связующим звеном между центром и регионами стали полномочные представители Президента в федеральных округах. Границы федеральных округов не совпали с границами ассоциаций.