Процессы региональной интеграции и дезинтеграции

Решение экономических проблем отдельных территорий возможно путем их вливания в другую административную единицу (регион): объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край (2005 г.), Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (2007 г.), Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край (2007 г.), Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (2008 г.), Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край (2008 г.).

Основные последствия интеграционных процессов в регионах:

- синхронизация процессов социально-экономического развития и выравнивание его уровня;

- углубление взаимозависимости экономик регионов, упрочение производственных и коммерческих связей между субъектами хозяйственной деятельности, находящихся в разных регионах;

- технологическое развитие однородных отраслей экономики и рост производительности труда;

- рост масштабов производства, сокращение издержек;

- объединение региональных рынков.

Региональная интеграция есть проявление общемировой тенденции к объединению.

Дезинтеграция:

- распад бывшего СССР;

- усиление региональной сегментации в экономической сфере;

- нарастание межрегиональных конфликтов;

- тенденции к социально-экономической замкнутости.

Корни дезинтеграции – в экономике, политике, обществе. Задачи центральной власти - препятствование дезинтеграционным процессам, выявление их причин и по возможности их устранение.

2.6. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия и их роль в укреплении межрайонных экономических связей и формировании единого экономического пространства

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия являются добровольным объединением субъектов РФ для координации усилий в решении социально-экономических проблем регионов, повышения качества жизни населения, межрегиональной интеграции между регионами России. Одной из причин стало стремление регионов к решению противоречивой проблемы: создание ассоциации создавало альтернативу централизованному управлению регионами из единого центра и способствовало усилению роли региональных властей. В условиях центробежных тенденций в экономике страны это позволяло сохранить межрегиональные связи.

За один 1991 год были созданы восемь межрегиональных ассоциаций:

- Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-запада Российской Федерации (“Северо-Запад”);

- Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центральной России (“Центральная Россия”);

- Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации (“Черноземье”);

- Ассоциация “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации;

- Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа (“Северный Кавказ”);

- Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”);

- Ассоциация экономического взаимодействия территорий Сибири России (“Сибирское соглашение”);

- Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.

«Большой Урал»: Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край, ХМАО, ЯНАО.

Основные цели Ассоциации «Большой Урал»:

- содействие социально-экономическому развитию Уральского региона;

- повышение конкурентоспособности уральских предприятий;

- укрепление отраслевых, межрегиональных связей на территории Большого Урала, с другими регионами России и странами СНГ;

- выработка региональной стратегии социально-экономического развития;

- осуществление консультационной деятельности для руководителей и специалистов предприятий, представителей малого и среднего бизнеса;

- содействие российским компаниям в разработке эффективных бизнес- моделей с использованием информационных технологий;

- организация диалога по проблемам социально-экономического развития через конференции, семинары, онлайновые форумы, печатные и электронные СМИ;

- предоставление информации потенциальным инвесторам о существующих и перспективных проектах, программах;

- оказание консалтинговых услуг для бизнеса;

- подготовка аналитических материалов.

Создание Федеральных округов (2000 г.), усиление централизации государственной власти ограничили возможности регионов не только в политической сфере, но и в экономической. Связующим звеном между центром и регионами стали полномочные представители Президента в федеральных округах. Границы федеральных округов не совпали с границами ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: