Классификационные параметры
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
Литература
Г. Элементы ручного труда, ремесла.
Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.
• Методические особенности урока-диалога.
• Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
• Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.
|
|
Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).
Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л.М.Предтеченская); б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С.В.Селеменов. А.А.Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н.Н. Пайков).
1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. -1993. - №46.
2. Бер.лянд И.Е., Курганов СЮ. Математика в школе «диалога культур». - Кемерово: Алегро, 1993.
3. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975.
4. Библер B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. -1989. №2.
5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
6. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. -1996. - N» 1.
7. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. -1989. -№ 2,4,5.
8. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.
9. Курганов СЮ. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1- 4 классы. - Кемерово: Алегро, 1993.
10. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. - М., 1995.
11. Селевко Г.К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.
|
|
12. Селеменов СВ., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. -1996. - №3.
13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - №5.
14. Школа диалога культур / Под ред. B.C. Библера. - Кемерово, 1993.
15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В.СБиблера. - Кемерово, 1992.
Я выбрал борьбу против очевидностей, т.е. против всемогущества невозможностей.
Л. Шестов
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР. Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:
- применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
- устанавливать больше логических связей в материале;
- выделять главное и существенное в большой дозе материала;
- понимать значение материала в общей системе ЗУН;
- выявить больше межпредметных связей;
- более эмоционально подать материал;
- сделать более эффективным закрепление материала.
По уровню применения: общепедагогическая.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая, групповая -индивидуальная.
По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По направлению модернизации: дидактическое реконструирование.
По категории обучаемых: массовая + продвинутая.
• Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.
• Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.
• Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).