Целевые ориентации. Классификационные параметры

Классификационные параметры

Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

Литература

Г. Элементы ручного труда, ремесла.

Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.

Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.

Методические особенности урока-диалога.

• Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.

• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.

• Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).

Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л.М.Предтеченская); б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С.В.Селеменов. А.А.Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н.Н. Пайков).

1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. -1993. - №46.

2. Бер.лянд И.Е., Курганов СЮ. Математика в школе «диалога культур». - Кемерово: Алегро, 1993.

3. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975.

4. Библер B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. -1989. №2.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

6. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. -1996. - N» 1.

7. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. -1989. -№ 2,4,5.

8. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.

9. Курганов СЮ. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1- 4 классы. - Кемерово: Алегро, 1993.

10. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. - М., 1995.

11. Селевко Г.К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.

12. Селеменов СВ., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. -1996. - №3.

13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - №5.

14. Школа диалога культур / Под ред. B.C. Библера. - Кемерово, 1993.

15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В.СБиблера. - Кемерово, 1992.

Я выбрал борьбу против очевидностей, т.е. против всемогущества невозможностей.

Л. Шестов

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР. Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:

- применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

- устанавливать больше логических связей в материале;

- выделять главное и существенное в большой дозе материала;

- понимать значение материала в общей системе ЗУН;

- выявить больше межпредметных связей;

- более эмоционально подать материал;

- сделать более эффективным закрепление материала.

По уровню применения: общепедагогическая.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.

По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая, групповая -индивидуальная.

По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По направлению модернизации: дидактическое реконструирование.

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

• Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.

• Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

• Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: