Формирование понятий на уроках технологии в начальной школе

Введение в начальную школу таких технологических понятий как: стилизация, экономия материала, технический рисунок, развертка, конструирование и других, является пропедевтикой для изучения курсов геометрии, черчения, изобразительного искусства и других предметов в старших классах.

Формирование понятий может вестись несколькими путями.

1. При объяснении учителя, сопровождающемся показом определенных практических действий. Например, учитель вводит понятия «стежок», «шов» показывая технику выполнения и ее особенности, знакомя с правилами по технике безопасности при работе с иглой и т.д.

2. На практике, без заучивания. Например, понятие «экономия материала» формируется следующим образом. Учащиеся в конце каждого урока отходы бумаги нарезают мелкими кусочками (для выполнения мозаики на последующих уроках) и раскладывают по цветам в небольшие коробочки.

3. При помощи энциклопедий, учебников, словарей, соответствующих детям младшего школьного возраста с последующими практическими действиями. Например, знакомство с искусством складывания изделий из бумаги «оригами» может происходить так. Дети значение данного понятия узнают в энциклопедии или словаре. Далее идет краткий экскурс в историю возникновения и развития этого искусства (могут быть использованы диафильмы, диапозитивы, видеофильмы и т.д.), затем показ изделий, общие правила и приемы складывания (включая условные обозначения этапов работы), выполнение некоторых изделий и составление композиций.

4. При знакомстве с несколькими предметами (изделиями), нахождением их общих свойств и дальнейшем введении понятия. Для примера возьмем понятие «стилизация». Берется определенное животное, подбираются рисунки, фотографии, а также изделия, выполненные в разных техниках, выделяются существенные черты, присущие реальному животному, отмечается их наличие в данных изделиях, затем вводится понятие «стилизация».

5. При введении одних понятий на основе других. Например, на основе понятий симметрия и асимметрия могут быть сформированы следующие: «гармония», «ритм» при изготовлении изделий симметричным вырезанием, составлением орнамента и т.п.

Оперируя предметами, учащиеся нагляднее видят многие понятия: то, что с трудом решается «в уме», они моделируют на предметах. В результате мыслительная деятельность облегчается, так как она сопровождается моторной, практической деятельностью. Следствием подобных уроков является то, что учащиеся начальных классов осознают довольно сложные понятия и овладевают ими в процессе практической деятельности.

МОДУЛЬ «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ»

В данном разделе раскрываются методологические основы науки, методы преподавания, цели и задачи технологии, дается характеристика основных дидактических принципов, лежащих в основе технологического образования младших школьников, и методических приемов, используемых на уроках. Рассматриваются педагогически эффективные формы и методы организации учебного процесса на уроке на основе гуманитарного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: