Четвертый этап 1937-1953 гг

В годы Второй мировой войны на конференции «Индустрия и образование», проходившей в Оксфорде в 1942 г. указывалось на невозможность увеличить эффективность экономики только за счет изменений в индустрии — утверждалась необходимость лучше обеспечить школьную подготовку будущих производителей материальных благ.

В 1944 г. в Британии был издан закон об обязательном образовании детей до 15 лет и трех типах государственных школ (грамматической, технической и современной — для большинства населения). В их учебные планы включались домоводство, рукоделие, обработка древесины и металла, теория и практика работы в механической мастерской и еще 6oлее 100 предметов. Если школьник грамматической школы избирал ручной труд как экзаменационный предмет, он уделял ему больше времени.

Американская школа во многом тоже опиралась на разработки педагогов-гуманистов. В конце XIX столетия в школах США стал активно применяться метод проектов (его еще называли «методом целевого акта»). Основой метода проектов были концепции педагога, психолога и ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи (1859-1952). Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях «свободного предпринимательства».

Продолжателем школы Дьюи был выдающийся американский педагог Уильям Xерд Килпатрик (1871-1965). Он считал, что основой учебного процесса должна стать активность учащихся. Разработанная Килпатриком система образования и воспитания была основана на интересах и самостоятельном мышлении ребенка. То есть обучение должно происходить в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы. Если обучение построено на детских интересах, то является эффективным средством формирования нужных обществу моральных качеств.

В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой России проблему подготовки учащихся к производительному труду. Сказалось и то обстоятельство что к этому времени количество выпускников средних школ стало превышать потребности институтов и техникумов в абитуриентах.

5. Пятый этап 1954–1983 гг.

В это время весь мир осваивал новейшие технологии, трудовые обязанности в развитых странах приобрели новые функции, а на отечественную школу была свалена подготовка огромных масс рабочей силы.

XIX съезд КПСС в 1952 г. принял решение о развертывании в общеобразовательной школе трудовой политехнической подготовки учащихся. В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР вместе с Академией педагогических наук пересмотрели учебный план и включили в него трудовое обучение. В начальных классах этот предмет стал называться «ручной труд», который рассматривался как одно из средств всестороннего развития учащихся.

В этот период одно за другим принимаются решения на самых высоких уровнях, где декларируется трудовая политехническая подготовка. Но появление аббревиатуры ОППТ (общественно полезный производительный труд), не подкрепленной ничем кроме внушаемой педагогической само­достаточности, привело к тому, что разрыв между действительной производительной деятельностью и той, которая имитировалась, стал разительным. Даже совершенно незначительный ход научно-технического прогресса выталкивал производительный труд школьников на периферию общественного.

Но, несмотря на это, руководство страны посчитало, что меры по организации трудовой подготовки недостаточны, и в декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Значительно увеличилось время на трудовое обучение и общественно полезный труд. Продолжались усилия по созданию условий для трудовой подготовки.

В конце 70-х гг. стали видны контуры системы трудовой подготовки школьников: трудовое обучение, допрофессиональное и профессиональное.

«Вдруг» выяснилось, что из мест, отведенных для проведения уроков труда в школах, по­чти половина не отвечает элементарным требованиям, что 90% оборудования, предназначенного для трудового обучения, изношено до предела. Оказалось, что тысячи сель­ских школ так и не имеют школьных участков.

Таким образом, прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки — ее дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учетом интересов и возможностей учащихся и педагогов.

6. Шестой этап 1984–1988 гг.

Одной из главных задач школьной реформы 1984 г. в России являлось улучшение трудовой подготовки учащихся. Предусматривалось значительное увеличение времени на трудовое обучение и обязательный общественно полезный труд. Введены в действие переработанные типовые программы трудового обучения в 1-4 классах. Созданы новые положения, например, об учебно-опытном участке, об организации трудового обучения и общественно полезного труда школьников.

Но были существенные недостатки в реализации реформы: отставала материальная база.

Дальнейшее развитие демократических и гуманистических подходов за рубежом проявилось в введении, в частности, в школах Англии нового предмета, суть которого ясна из названия «Ремесло. Дизайн. Технология». Когда же выявилось отставание английской системы от систем образования стран ЕЭС, были учтены интеграционные процессы, происходящие в Европе. С 1988 г. технология стала од­ним из основных предметов Национального учебного плана.

7. Седьмой этап 1989 г. – по настоящее время.

В России приказом Государственного комитета по народному образованию в 1989 году вводится Государственный базисный учебный план общеобразовательной школы, который снизил статус трудового образования, определив его предметом республиканского подчинения. Общественно-полезный производительный труд этим же планом был отнесен к школьному компоненту. Это привело к тому, что он постепенно стал исчезать из учебных планов школ.

С целью устранения разрыва в образовательном пространстве была проведена работа по созданию нового Государственного базисного учебного плана, введенного в 1992 году. Он позволил обеспечить некоторый образовательный минимум для всех, независимо от вида и типа образовательного учебного заведения. Появилась новая образовательная область «Технология», которая включала трудовое обучение.

К 2000 г. во всех странах ЕЭС было намечено введение в школах «Единого европейского учебного плана». Среди его основных требований было вооружить учащихся базовыми знаниями и умением ориентироваться в новых технологиях с учетом структуры европейского рынка труда. В связи с этим предусмотрено усиление связи школы с миром труда.

В России практически все учебные предметы школьного курса за последние годы переосмыслены с учетом новых социальных и психолого-педагогических позиций. Лишь уроки труда являются исключением и по-прежнему трактуются в рамках ремесленно-технологической подготовки, что совершенно не соответствует духу времени и огромным развивающим возможностям данной учебной дисциплины. Однако сегодня наметились некоторые сдвиги при создании авторских программ по трудовому обучению для начальной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: