Народные ремесла и промыслы России (Алтая)

Заключение

Работа с деревом

Для контурной резьбы по дереву используют набор «Юный гравер», в который входят один угловой и три полукруглых штихеля, брусок для заточки штихелей. Лучшим материалом для гравюры служат тонкие дощечки из липы или осины. При отсутствии их эти материалы можно заменить трехслойной без сучков березовой фанерой. Подготовленный из древесины планшет тщательно шлифуют мелкозернистой шкуркой, с лицевой стороны и боков покрывают черной тушью. После высыхания туши поверхность покрывают лаком. С помощью цветной копировальной бумаги на высохшую лаковую поверхность переводят рисунок, который затем вырезают штихелями. При компоновке рисунка основную часть вырезаемых штрихов следует располагать вдоль слоев древесины, так как резать в продольном направлении значительно легче. Глубина резания не должна превышать 0,5 мм, т.е. быть такой, чтобы на вырезанной поверхности не оставалось темных пятен. Угол наклона штихеля при резании должен быть минимальным. При работе левая рука, которой удерживают и поворачивают планшет, располагается сзади штихеля.

Использование на уроках технологии и во внеклассной работе различных утилизованных (бросовых) материалов имеет неоценимое значение для совершенствования технологической подготовки учащихся, формирования нравственных и эстетических чувств детей, расширения их общего кругозора. Для работ с рассматриваемыми материалами характерны некоторые особенности по сравнению с обработкой бумаги, картона, ткани.

Задания студентам

1. Изготовление коллекции утилизованных материалов (не менее 10 видов).

2. Заполнение терминологического словаря.

План:

1. Понятие «народное декоративно-прикладное искусство».

2. История народных промыслов России (Алтая).

Литература:

Барадулин, В. А. Основы художественного мастерства [Электронный ресурс]. - (1,58 MB) - Режим доступа http: // www.remesla.ru/theory/dpi_03/pg_02.html – // www.remesla.ru/theory/dpi_49/pg_02.html Saturday, 29 Nov 2003 23:00:27.

Детям - о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1. - 208 с. - 10000 экз. - ISBN 5-691-00263-5, ISBN 5-691-00496-4(I).

Детям - о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 2. - 272 с. - 10000 экз. - ISBN 5-691-00263-5, ISBN 5-691-00497-2(II).

Константинова, С. С. История декоративно-прикладного искусства [Текст]: конспект лекций / С. С. Константинова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с. - 5000 экз. - ISBN5-222-05223-0.

Мисюрев, А. А. Легенды Горной Колывани [Текст] / А. А. Мисюрев; Сост. А. М. Родионов. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. - 294 с. - 15000 экз. - ISBN 5-7405-0001-Х.

Родионов, А.М. Колывань камнерезная. Повествование о рудознатцах, горных инженерах, подмастерьях и мастерах [Текст] / А.М. Родионов. - Барнаул: Ал. кн. изд-во, 1986. - 296 с. - 10000 экз.

Родионов, А. М. На крыльях ремесла [Текст]: повествовательная хроника / А. М. Родионов. - М.: Современник, 1988. - 278 с. - Библиогр.: с. 269-274. - 50000 экз. - ISBN 5-270-00013-Х.

Скоролупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст]: цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О. А. Скоролупова. - М.: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2003. - 128 с. - Библиогр.: с. 125. - 7000 экз. - ISBN 5-94448-0114.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «народное декоративно-прикладное искусство».

2. Расскажите об истории возникновения народных промыслов России (Алтая) (на выбор студента).

3. Выделите подходы в содержании трудового обучения, построенные на основе народного декоративно-прикладного искусства.

Термины и понятия:

народное декоративно-прикладное искусство, бисер, плетение, чеканка, долбление, резьба, роспись, ремесло, промысел, скань, биметалл, художественные лаки, чернь, филигрань.

Цели:

знакомство с народным декоративно-прикладным искусством России (Алтая) и историей возникновения некоторых его ремесел.

1. Понятие «народное декоративно-прикладное искусство»

Народное искусство, рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Сегодня не только младшие школьники, но и дошкольники знакомы с хохломской и гжельской посудой, жостовскими подносами, дымковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрешками, городецкими досками и пр. Разумеется, хорошо, что дети знают об этих ремеслах, умеют их различать. Однако хотелось бы заметить, что к этому нельзя свести сложную и глубокую проблему народной культуры, поэтому ее изучение ведется иначе.

В народном искусстве отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни. Очень часто в популярной литературе можно встретить рассуждения такого типа, что само существование народного искусства объясняется обязательным стремлением народа к украшению жизни. Действительно, стремление к красоте, чувство прекрасного хорошо заметны в любом произведении народного искусства, и каждое из них можно анализировать с точки зрения декоративно-художественных требований (выразительность цветовых сочетаний, уравновешенность композиции, красота пластики и пр.). Однако первопричиной их возникновения является понимание магического смысла вещей и их неразрывной связи с человеком.

Народное искусство никогда не существовало само по себе; оно всегда было привязано к повседневной жизни. Каждая вещь помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя все темное, враждебное, злое. Для этого ее следовало соответствующим образом подготовить — сообщить ей необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом (заговором, приговором) или другим знаком: рисунком, жестом и пр., а чаще всего — их сочетанием. Именно отсюда берут начало народный орнамент, танец и словесные виды фольклора. Они всегда традиционны и подчиняются строгим канонам у любого народа. Надо полагать, что в те времена, в которые зарождалась и развивалась народная культура, человек вообще едва ли рискнул бы пользоваться неукрашенным (т.е. незащищенным, энергетически незаряженным) предметом. Во всяком случае, во многочисленных раскопках археологов по всему земному шару, не обнаружено ни одного бытового предмета, вообще лишенного орнаментики. Самые древние из найденных орудий, даже рукоятки грубых каменных скребков и примитивно обработанные горшки более или менее декорированы. Если попытаться представить, каким колоссальным трудом все это достигалось и каких требовало затрат времени, невольно возникает мысль, что все эти украшения вовсе не были просто украшениями. Они носили охранительный характер и были магическими. Именно этим обусловлен знаковый строй любого национального орнамента и всех составляющих его элементов.

Чтобы украшение могло выполнять свою магическую функцию, в него включались определенные символы, олицетворяющие те или иные космические силы. Расшифровка этих древнейших знаков позволяет утверждать, что человеку издавна были открыты многие секреты устройства мироздания; во всяком случае, древний хлебопашец или охотник, по-видимому, прекрасно понимали, что жизнь на Земле зависит не только от сугубо земных сил, а определяется сложнейшими вселенскими связями.

Особенно важно то, что наши предки, создавая свой рукотворный мир, учитывали, что в этих связях присутствует единство материального и идеального. Любой обряд в народной культуре — это мольба, призыв, защита и пр.; вся материальная часть (изображенные или произнесенные символы) призваны были выразить и усилить их. Именно поэтому в любой национальной культуре каждая вещь возникала и использовалась на своем месте и в свое время. Изготовление игрушек было приурочено именно к предвесенней поре, как раз к кануну грядущего земледельческого года и, как следует полагать, они тесно связаны с обрядами зимне-весеннего цикла. Следовательно, игрушки изготавливались вовсе не для забавы и не для абстрактной «красоты»; они не были в интерьере избы чем-то вроде малой бытовой скульптуры, а, наоборот, обычно хранились весь год где-нибудь в недоступном месте до своего дня.

Таким образом, все это красноречиво свидетельствует о том, что в народной культуре отражалось очень четкое понимание действительного единства мироздания: единства слова, мысли и действия. Интересно, что с позиции современного знания правильность такого мышления все больше и больше подтверждается. В частности, открываются не известные ранее виды природных энергий. Скажем, биологическую энергию и энергию мысли наши предки безусловно использовали в своих обрядах (например, когда они не просто встречали, а зазывали весну). Ныне все большее число ученых стараются обратить наше внимание на то, что информационное пространство Вселенной едино: все, что мы мыслим, произносим, делаем, никуда не исчезает, не уничтожается, а как раз и составляет это поле и в конце концов определяет нашу жизнь. За последние десятилетия исследователями накоплен достаточно обширный и убедительный материал, который подтверждает, что национальные культуры самых разных народов Земли имеют в сущности больше общего, чем различного. Во всяком случае все внешние различия являются вторичными; они продиктованы особенностями природных условий и пр. Но философское, мировоззренческое начало есть стержень и смысл всякой народной культуры.

При всей сложности обозначенных вопросов, их изучение тем не менее возможно и необходимо начинать именно в младших классах. Не ставя задачи растолковать детям всю глубину этой проблемы, мы в то же время обращаем их внимание на самое главное в ней: на ее космический, мировоззренческий смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: