Межпредметные связи в начальной школе

На развитие теории межпредметных связей повлияли процессы дифференцияции и интеграции. «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи (Я.А. Коменский).

Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого.

К.Д. Ушинский одну из причин перегрузки видел в отсутствии взаимосвязи учебных предметов.

Б.Г. Ананьев и др. создали «координационную сетку», в которой отразились этапы развития фундаментальных понятий по всем учебным предметам.

В комплексных программах 1930-х годов знания объединялись по трем разделам: 1) природа, 2) общество и 3) труд, представленным как некая межпредметная система.

Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиции интеграции, межпредметных связей в обучении рассматривались в трудах известных педагогов–классиков (Я.А. Коменского, Д. Локка, И Гербарта, М. Песталоцци, К.Д. Ушинского), учёных – психологов (Е.Н. Кабановой – Меллер, Ю.А. Самарина), учёных – методистов (М.Р. Львова, В.Г. Горецкого).

Ряд работ посвящён проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальном обучении, являющихся «зоной ближнего развития» для постепенного перехода к интеграции учебных предметов (Т.Г. Рамзаева, Г.В. Бельтюкова, Н.Я. Виленкин).

Виды межпредметных связей: внутрипредметные, внутрикурсовые, внутрицикловые, межцикловые.

Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя начальных классов, не имея чёткой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать указанную проблему на эмпирическом уровне.

И.В. Кошмина предлагает использовать вертикальные темы.

Например, программа «Наше отечество».

1 класс 1 четверь 3 неделя «Красота вокруг нас».

1. Природоведение. «О чем рассказывает гербарий» (экскурсия за природными материалами.

2. Музыка «Посмотри вокруг глазами художника» (разбор картины И. Шишкина «Золотая осень, красота осени в звуке (Д. Кабалевский «Наш край») и слове (песня Я. Дубравина «Добрый день»).

3. ИЗО. «Рисование с натуры (или по представлению) осенних овощей и фруктов (беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»).

4. Труд. Составление художественной композиции. Аппликация «Букет осенних листьев».

Укреплению межпредметных связей способствует проведение тематических параллелей. Если игры и упражнения предлагать в контексте длительных заданий по трудовому обучению в связи с другими предметами, то они принесут больше пользы. Выстроив единую линию заданий, учитель сможет с разных сторон осветить одну и ту же проблему, дать более полное представление о предмете, явлении или законе в различных их проявлениях и связях.

Межпредметные связи повышают уровень образования, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Если сформулировать предельно просто, то межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

В технологическом образовании органически сплавлены и могут быть использованы математические знания и экологические понятия, получаемые на уроках по естественно-научным дисциплинам, и умение логически мыслить, сформированное на занятиях по предметам гуманитарного цикла.

Значение межпредметных связей заключается еще и в том, что они наглядно демонстрируют востребованность и нужность знаний других дис­циплин школьного курса.

Технология в младших классах выполняет ряд функций общеразвивающего значения. К ним относятся развитие психических процессов учащихся (мышление, память, внимание), познавательная функция, формирование трудовых умений, развитие творческих способностей, пространственного мышления, организация самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса... Эти функции, в той или иной степени выполняемые также другими школьными дисциплинами, и лежат в основе межпредметных связей.

Пути решения межпредметных связей на уроках трудового обучения различны: изготовление и использование наглядных пособий, использование знаний, умений, навыков, полученных на уроках, для решения задач обучения по предметам.

Цель межпредметных связей трудового обучения с другими науками — развить в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную упорядоченную систему деятельности по эффективному применению учащимися полученных знаний.

Наши лучшие педагоги всегда указывали, что формирование познавательных интересов ускоряется, если используется информация, которая вызывает повышенный интерес, затрагивает воображение школьников. Такое возможно при реализации межпредметных связей, когда процесс добывания знаний становится творческим, увлекательным, потому что требует необычного взгляда под неожиданным ракурсом на знакомые из школьного курса сведения. Ясно, что связь трудового обучения с изучением основ наук является важной педагогической задачей, успешное решение которой имеет большое практическое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: