Основные элементы урока-практикума

Особенности урока-практикума

Виды уроков технологии по программе Т.М. Геронимус

Программа Т.М. Геронимус

II. Урок технологии в начальных классах. Разновидности и структура.

Для того чтобы урок технологии отвечал современным требованиям, учитель должен хорошо ориентироваться в его специфических особенностях, умело применять различные методы обучения, правильно использовать учебное оборудование. Понятие «урок технологии» включает в себя также его разновидности как урок лабораторной работы (постановка опытов), урок-экскурсия, киноурок и урок-практикум (самая распространенная форма, когда учащиеся изготавливают изделие). Так называемые комбинированные уроки, включающие и беседу, и опыт, и просмотр кинофильма, и начало изготовления изделия, проводятся весьма редко, поскольку за 45 минут невозможно даже провести от начала до конца практическую работу, завершить изготовление изделия.

К особенностям урока технологии относится, во-первых, требование тратить основное время (до 80%) на практическую работу, иначе трудовые умения просто не будут сформированы. Во-вторых, учитель постоянно вынужден считаться с тем, что все дети работают руками с разной скоростью и подтягивание их под общий ритм (делай, как я, делай вместе со мной) не дает никаких результатов, учитель сильно устает, дети шумят, изделия получаются плохими. В-третьих, несмотря на то, что авторитет учителя в младших классах чрезвычайно высок, деловая обстановка на уроке труда удерживается только тогда, когда он идет в плотном, насыщенном (но не быстром) темпе, на высоком уровне заинтересованности детей, а не по команде делать все по порядку, всем вместе, как сказал учитель. Интерес же удерживается, если у ребенка хорошо получается работа. Для этого он должен понять задание и путь его осуществления, запомнить план работы и без излишних затруднений его реализовать. Поэтому учителю необходимо правильно строить урок-практикум, подкрепляя каждый его этап не просто отдельными средствами обучения, подходящими с его точки зрения, а их комплексами, которые обязательно обеспечат достижение цели, создадут ус­ловия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме.

1. Любой урок-практикум лучше сразу начинать с постановки конкретной задачи — надо сделать вот эту вещь. На практике, особенно на показательных уроках, учителя любят связывать необходимость изготовления изделия с праздниками. Это представляется лишней тратой времени, традицией, основанной на представлении, что от этого повысится интерес к работе. На самом же деле ребенок отлично понимает, что изделия делают потому, что хотят научиться работать, а если оно очень красивое, то неважно, какой праздник скоро наступит. Очень полезно при этом сказать детям «взрослые» слова: надо научиться делать новую операцию (например, торцевание), освоить новый инструмент, решить небольшую конструкторскую задачу (догадаться, с какой стороны удобнее разметить картонную заготовку, чтобы потом ее легко было согнуть).

Эта работа ведется фронтально, а из средств обучения нужен образец изделия в сборе — точно такой, как его сделают дети.

2. Поскольку из внешнего вида и названия ясно видно назначение предмета, нужно сразу приступать к анализу его конструкции:

- из скольких деталей сделано изделие,

- какой формы каждая,

- как детали соединяются между собой,

- каковы размеры каждой детали,

- из какого материала сделана каждая деталь.

Для обеспечения фронтальной работы уже будет недостаточно образца изделия в натуральную величину - его особенности не видны. Поэтому требуется увеличенный образец, причем не в сборе, а в деталях. Этот этап может быть проведен и индивидуально, но тогда образец изделия должен быть каждого ученика.

3. Как только дети уяснили устройство, немедленно возникает желание приступить к изготовлению, поскольку почти всегда технологические операции в общих чертах известны. Вопрос «А как это делать?» появляется редко, если применена совершенно новая операция. (Например, выпуклая мозаичная аппликация «снеговик», набрана не из кусочков бумаги, а из трубочек, скрученных из крепированной бумаги. Для ее изготовления нужно уметь делать операцию торцевания).

Поэтому планомерно, на каждом уроке, с детьми составляется технологическая последовательность работы, то что мы называем «план». Однако при всей очевидности пользы плана, именно в этой части урока, дети чаще всего шумят, поскольку их раздражает задержка перед практической работой.

Если учитель начинает устно составлять с детьми текст или читать его с доски, то в работе примут участие несколько самых послушных; остальные, не вступая в споры, вытаскивают бумагу и ножницы.

Выходом из этой ситуации является изменение формы обсуждения. Обеспечивает ее инструкционная карта. В начальных классах применяется несколько видов инструкционных карт. Самая понятная, удобная ученику (и самая трудная для исполнения учителем) — предметная карта. Например, чтобы сделать бумажную гофрированную бабочку (украшение на занавеску, на заколку, на галстук), нужно вырезать 2 овала разной величины, сложить их гармошкой и потом связать посередине. Делить лист пополам складыванием и разрезать ученик умеет с детского сада; складывание гармошки можно показать на большом листе всем сразу (или по бригадам), но вот получение симметричных овалов требует инструкции. Она представляет собой предметы - листы бумаги: сначала целый лист, затем согнутый пополам, затем вчетверо, затем с проведенной по раскрытому краю дугой, затем обрезанный по.разметке и, наконец, развернутый овал.

С ее помощью ученики, быстро проговаривают план этого этапа. Остальное не требует записи. Теперь мы не услышим вопрос «А что делать дальше?»

Предметные инструкционные карты могут быть выполнены и в раздаточном варианте, когда образцы пронумерованы и друг за другом.наклеены на лист альбомной бумаги или на кусочки картона, оформленные в виде книжки-раскладушки.

Более сложным видом инструкционных карт являются графические, основанные на эскизах и схемах. Они также могут быть демонстрационными (на доске, одна на весь класс) и раздаточными. Преимущество их в том, что дети понемногу абстрагируются от реального образца, привыкают к формальному языку техники, у них в процессе работы лучше развивается пространственное воображение. Но эти карты могут оказаться трудными, поскольку изображение нельзя пощупать, приподнять, рассмотреть с другой стороны. Поэтому их вводят не после предметных, а параллельно с ними. Если эскиз непонятен, учитель немедленно показывает образец в деталях, отделяет ненужную, разворачивает ее, совмещает с эскизом. Очень полезны карты, в которых соединены схемы и предметы (рис. 3) на раскладном планшете. Ребенок делает изделие по схеме, если оно не получается, открывает 1-ю страницу с предметами-подсказками, затем возвращается к схеме и т. д.

Текстовые инструкции чаще всего применяются учителями. Это план, написанный на доске. На самом деле они почти никогда не могут оказать помощи, поскольку ребенка интересует не что за чем, делать, а как делать. Текстовой ответ на вопрос как? был бы слишком многословен, поэтому мы и видим «планы»: подумай (!), разметь, вырежи и т.д. Поэтому лучше никаких текстов не писать, а устно проговорить последовательность операций.

4. Итак, дети все поняли, запомнили, осталось сделать изделие в материале. Практическая работа начинается под жестким контролем учителя с комплектования рабочего места (проверяем, все ли нужное есть на столе, находятся ли инструменты в рабочем состоянии). Этот этап не должен выделиться из практической работы, он осуществляется детьми самостоятельно.

«Жесткий контроль» со стороны учителя — это индивидуальное обязательное и строгое замечание тому, кто начал размечать заготовки, не выбрав все нужные цветные листы, положил рядом целую пачку и т.д.

В идеале практическая работа ведется совершенно самостоятельно. «Консультант» — инструкция. Совершенно недопустимо, когда учитель постоянно, в течение всего урока, переходит от одного ученика к другому и помогает в работе. Ребенку нужно привыкнуть быть наедине с собой во время работы, поскольку в жизни это будет именно так. Но это возможно при условии, если все операций понятны. На практике же требуется именно показ операции, и до сих пор, обсуждая конструкцию, технологию, составляя план, готовя рабочее место, мы еще ничего не сказали ни о технике безопасности; ни о порядке выполнения какой-нибудь операции (а вдруг есть такая), где же их место, ведь ученики уже начали работать.

Место показа операции внутри практической работы. Очень редко показ может быть фронтальным — ничего не видно, учитель стоит лицом к классу, все как в зеркале, а если спиной, то еще и загораживает то, что показывает. Значит, если надо показать новую операцию, план работы составляем так, чтобы она была не первой, а 2-й или 3-й. Детей предупреждаем, что, пока весь класс отбирает заготовки, отрезает нужные части, размечает по шаблонам или схемам детали, учитель каждой бригаде (6-8 чел., ряд) отдельно, по очереди, покажет новую операцию, кратко пояснив порядок ее выполнения.

Выделять специальное время на изучение правил техники безопасности внутри каждого урока не нужно. Гораздо больший эффект дает отдельный просмотр нового кинофрагмента «Правила безопасной работы на уроках труда в начальной школе». Этих правил немного, при просмотре фрагмента они хорошо запоминаются. Для активизации внимания детей на каждом уроке лучше вывешивать нужные таблицы по технике безопасности, на которые дополнительно указать при составлении плана, т.е. когда дети называют инструменты, необходимые для работы.

Успешность этого главного этапа урока зависит не только от правильного его построения, но от полноты и главное рабочего средств обучения. Зрительную опору (образец), инструкционную карту, таблицу по технике безопасности, таблицу по технологии подвешивают так, чтобы они были хорошо видны.

5. Подведение итогов и уборка рабочих мест вызывают большие организационные затруднения. Это вызвано тем, что, как правило, урок заканчивают именно в таком порядке: сначала подводят итоги, убирают рабочие места. В этом случае в обсуждении принимают участие только те, кто закончил изделие, а остальные доделывают работу, уборка же почти всегда попадает перемену. Лучше этот порядок изменить. За 3—4 мин, до звонка дает команду отложить изделие, даже если оно не закончено, убрать инструменты, сдать приспособления, разложить по местам остатки материалов, вытереть рабочее место, положить посередине свое изделие и сосредоточиться.

При подведении итогов оценивают объем работы, качество изделия, состояние рабочего в течение урока, быстроту и качество уборки, ответы на вопросы о терминах, написанных на доске, о порядке выполнения операций.

III. «Технология» Е.А. Лутцевой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: