double arrow

Технология как учебный предмет

Прогресс современного общества невозможен без развития свободного творческого труда. А это, безусловно, требует от человека воспитания трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет.

Проблема формирования и развития трудолюбия злободневна в силу ряда причин:

- трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психического развития личности человека;

- лишенный трудолюбия ребенок оказывается неадаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизнедеятельности;

- отсутствие у школьника потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.

Решить эту проблему невозможно вне системы технологического образования. Поэтому формирование технологического мышления и технологической культуры школьников начиная с 1-го класса имеет принципиальное значение в общей системе образования, воспитания и развития подрастающих поколений.

В отличие от традиционного трудового обучения, в ходе которого происходит овладение трудовыми умениями и навыками исполнительской, функциональной деятельности и формирование соответствующих качеств человека, технологическое обучение во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, обладающего опытом проектной творческой деятельности.

Введение технологии как учебного предмета в практику обучения начальной школы позволит не только вооружить учащихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и максимально развить их индивидуальные возможности и способности, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.

Образовательная область «Технология» воплощает в себе идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует развиваемые ранее направления трудового обучения в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полное представление о технико-технологической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

С учетом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий и услуг и особенно творческое проектирование. Внедрение проектного метода в учебный процесс позволит более эффективно реализовать задачи развития учащихся благодаря формированию у них общих приемов умственного труда, овладению алгоритмами решения разнообразных задач, воспитанию трудолюбия, воли, инициативности и других социально значимых качеств личности. Проектная деятельность готовит учащихся к реальным условиям жизни и современного производства.

В начальной школе освоение азов технологической культуры и введение в технологическую среду происходит с учетом возрастных возможностей и интересов учеников.

Этот период отличается развитостью эмоционально-образного восприятия, его тесной связью с действием. Но в младшем школьном возрасте уже начинается переход от образного к логическому мышлению на основе усвоения определенных понятий, правил и формирования представлений об объеме и пространстве. Поэтому в ходе технологического образования младших школьников должно происходить становление наглядных представлений о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий (обработка бумаги и картона, природных и текстильных материалов, древесины; освоение различных конструкторов; уход за растениями и домашними животными, самообслуживающий труд).

Пропедевтический этап технологического образования младших школьников может быть назван «Введение в технологические процессы». Именно в этот период должны закладываться основы графической, экономической, экологической, социально-бытовой культуры уче­ников и алгоритмы преобразовательной деятельности.

2. Учебники «Технология»

Учебник «Технология-1» написан в рамках программы образовательной области «Технология», но имеет и специфику в соответствии с авторскими творческими замыслами и возрастными особенностями младших школьников, особенно детей шестилетнего возраста.

Первоклассники-шестилетки не умеют свободно читать. Поэтому учебник содержит большое количество иллюстративного материала, опираясь на который, дети включаются в обсуждение информации, в коллективный поиск ответов на предлагаемые в учебнике вопросы, а также в деятельность, предусматривающую последовательное освоение различных видов труда и технологий в работе с доступными их возрасту материалами. Огромная роль в этом принадлежит, конечно же, учителю. Текст учебника предназначен детям, но прочитать его должен педагог. Причем текст должен стать основой для беседы с детьми: обсуждая с ними каждый вопрос, убедитесь, что ответить на него могут все учащиеся. Только после этого можно переходить к новому этапу урока. В учебник введены условные обозначения, рекомендующие определенный вид деятельности как для учителя, так и для учеников. Разъясните ученикам значение каждого знака и напоминайте в дальнейшей работе, о чем говорит значок перед текстом или рисунком. Урок технологии предполагает не только репродуктивную деятельность, в ходе которой дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект. Это урок, направленный на осознанное восприятие школьниками учебной информации, конечным результатом которого является возможность творческого использования каждым ребенком багажа полученных знаний, умений и навыков. Многие задания рассчитаны на определенную степень самостоятельности и творчества детей. С этой целью мы предлагаем раздел для творческих работ «В мастерской технологий». И здесь тоже очень важно обсудить с детьми, что и как они будут делать. Помогите им понять смысл задания, выбрать изделие, объяснить непонятные или сложные моменты, показать, как выполняются сложные приемы работы.

Прежде чем приступать к работе, выясните с детьми, какие правила работы с тем или иным инструментом они уже знают, а с какими необходимо познакомиться.

Изучение каждого нового раздела (темы) учебника начинается с рисунка оборудования, необходимого для урока. Здесь учитель, рассматривая его вместе с детьми, рассказывает о назначении и устройстве того или иного инструмента или приспособления, а позже, непосредственно перед практической работой, обращает внимание школьников на то, как рациональнее разместить инвентарь на рабочем столе.

В рамках учебника предусмотрена разнообразная практическая и теоретическая деятельность младших школьников. В теоретических положениях содержатся вопросы материаловедения, которые предусматривают наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги и ткани в сравнении друг с другом, а также изменений этих свойств от разного вида воздействий на материал — сминания, смачивания и других. Рекомендуются наблюдения и опыты проводить и по другим разделам, в том числе по сельскохозяйственному труду.

Ознакомление с основными понятиями, технологическими терминами и операциями осуществляется на доступном для детей шестилетнего возраста уровне, при этом соблюдается принцип научности и политехнизма.

Все параграфы учебника можно объединить в семь тематических блоков-разделов: «Что такое технология», «Труд людей на земле», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой», «Пришиваем и вышиваем: работа с текстильными материалами», «Работа с конструктором», «Дела домашние». Отдельный раздел — «В мастерской технологий» — содержит выкройки и рисунки для творческих работ детей.

Каждый вид практической работы представлен в виде алгоритмов, с подробным пошаговым описанием, а задания имеют как репродуктивный, так и творческий характер. Вариативность заданий дает возможность не загонять учебный процесс в строгие рамки, предоставляет возможность учителю изменять его в соответствии с материальными возможностями школы и класса, региональными особенностями учебных программ, а также интересами и склонностями детей и самого учителя. Каждый учитель вправе внести изменения и в подбор объектов труда, ориентируясь на конкретные обстоятельства и уровень подготовленности детей к той или иной предметной деятельности.

Хотим обратить Ваше внимание на нарочитую «несовременность» художественного оформления и дизайна учебника. Главная эстетическая идея художника — «тихая жизнь», неагрессивность, приглушенность красок, внимание к их оттенкам и нюансам, к гармонии и согласию общей цветовой картины каждого книжного разворота. Так без слов мы приглашаем детей к неторопливому созерцанию, любованию окружающим миром, открытию разнообразия воплощения красоты.

В первом учебнике технологии подчеркивается «одушевленность» предметов, штучность, рукотворность изделий и предметов, создающихся человеком без машинных технологий, когда труд еще не отделен от его результатов. Вот почему в каждом из них узнается индивидуальность мастера, «почерк» его руки, действующей на глаз, без линейки и циркуля.

Хорошо, если для Ваших учеников станет привычкой носить с собой карандаш и блокнот, чтобы всегда можно было внезапно пришедшую идею, проект изделия закрепить для памяти в свободном, беглом наброске, эскизе. Это очень эффективный прием для развития зоркости глаза и точности руки, первый шаг к творчеству.

Очень хотелось бы, чтобы главным результатом уроков технологии стали такие «неосязаемые» показатели, как радость и удивление. Радость открытий и удивление способностью человека быть творцом, созидателем, преобразователем. Готовясь к очередному уроку, подумайте, как и чем Вы удивите детей, как раскроете тему урока, чтобы разбудить мысль, желание научиться мастерству, испытать свои силы, проявить догадку, смекалку, находчивость.

Так, на первом уроке, знакомя детей с учебником и предметом, которые они будут изучать, можно провести игру «Посмотри вокруг себя: что и для чего сделано» или «Как человек изобрел...».

Главное, чтобы дети увидели обычные предметы с новой стороны: как они изобретены, для чего нужны людям.

Все вокруг нас, чем мы пользуемся каждый день, когда-то было изобретено, придумано и сделано впервые. Вот обычный шкаф. Но когда-то кто-то придумал его. Для чего? Какие теперь существуют шкафы? И т.д. Принесите на урок, например, гусиное перо и современные ручки или старинный деревянный рубель для разглаживания белья и утюг. Спросите: что общего в этих предметах? Кем они были изобретены, придуманы? Для чего? Как и почему они изменялись, преобразовывались с течением времени?

Не забывайте каждый раз обращаться к опыту детей и, опираясь на уже известное им, расширять их представления о предметном мире, о возможностях и способах его преобразования, изменения. Таким образом Вы будете развивать технологическое мышление детей, исподволь подводить их к осознанию процесса преобразовательной деятельности, т.е. технологии решения любой задачи — от идеи (замысла, обусловленного какой-то потребностью человека) до поиска способов ее реализации.

Кроме того, на простейших примерах изобретения привычных вещей и предметов можно на доступном для детей уровне объяснить, как совершаются открытия, как «работает» мысль изобретателя, а значит, подготовить учеников к их собственной проектной деятельности в следующих классах на уроках технологии.

Первая тема в учебнике называется «Что такое технология». Она является вводной и в то же время сквозной для всего цикла обучения технологии с I по IV класс. Здесь дети впервые знакомятся с понятием «технология», анализируют взаимоотношения человека с природой. Рассматривая технологию как способ использования и изменения того, что дает человеку природа, необходимо подчеркнуть важность формирования культуры взаимоотношений с окружающим миром, воспитания чувства ответственности за результаты своих действий. Опираясь на социально-бытовой опыт детей, в процессе беседы выясните и углубите знания школьников о том, что такое природа, в чем ее многообразие, подчеркните, что человек и природа единое целое. В дополнение к учебнику можно предложить ученикам подумать над такими вопросами: как человек использует природные богатства? Какие продукты, необходимые для жизни, получает человек, изменяя то, что существует в природе?

Расскажите детям, что получают люди, преобразуя землю и недра (продукты питания, технику, одежду, строительные материалы и т.д.). Предложите самим составить рассказ о том, для чего человеку необходимы животные (пища, ткани, одежда, предметы быта, средства передвижения, рабочая сила и т.д.).

Дети должны сделать вывод о том, что без природы жизнь человека невозможна, что человек — часть природы, и задуматься о том, как нужно относиться к природе и почему.

Важно объяснить детям: все необходимое для жизни человек производит, изменяя, преобразовывая то, что дает ему природа, с помощью определенного способа действий — технологии. Причем технологии постоянно развиваются и совершенствуются человеком. Можно привести примеры простейших технологий — приготовление бутербродов, выращивание растений и т.д. (дети называют другие технологии, опираясь на свой жизненный опыт).

Следующим важным моментом является формирование у школьников понятия «труд», осознание его роли в преобразовании природы, а значит, и в создании новых технологий, предметов и продуктов, необходимых для жизнедеятельности человеческого общества. Дети, получив представление о видах труда (умственном, физическом, домашнем), смогут рассказать о труде своих родителей, различных профессиях.

На примере известных и знакомых им профессий нужно сделать вывод о том, что такое профессия. Дети назовут инструменты, которые необходимы героям странички, а учитель подчеркнет, что без инструментов невозможно достичь желаемых результатов в том или ином виде труда и что каждый инструмент имеет свое устройство и назначение.

Если есть такая возможность, проведите экскурсию на пред­приятие: промышленное, бытового обслуживания, сельскохозяйственное, где учащиеся смогут познакомиться с какой-либо технологией, профессией, видом труда. Итогом экскурсии может быть задание нарисовать увиденное или составить устный рассказ и сделать вывод о том, чем отличается труд от игры.

Дома с помощью родителей дети подготовят рассказ о какой-либо профессии или о домашнем труде, о технологиях, которые применяются в той или иной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: