Структура урока технологии. Комплект для каждого класса включает: учебник; рабочую тетрадь; методическое пособие; органайзер для учителя

Комплект для каждого класса включает: учебник; рабочую тетрадь; методическое пособие; органайзер для учителя.

Структурно и методически познавательная часть каждого урока включает следующие 3 элемента: 1) введение в проблему; 2) обсуждение результатов наблюдений с опорой на вопросы, личный опыт учащихся, направленное на «открытие» детьми новых для них знаний о мире и истории его освоения человеком; 3) обобщение (осмысления нового знания, понятия).

Практическая часть каждого урока имеет целью «открытие» учащимися технико-техно­логических знаний, практическое освоение соответствующих «теории» умений, закрепление нового материала и тренаж. Урок, связанный с изготовлением изделий, имеет свои особенности. Он непременно предполагает обсуждение особенностей конструкции и технологии (последовательности) изготовления изделия. В ходе обсуждения учащиеся вычленяют известные им понятия (конструкция, операция, прием) и останавливают свое внимание на неизвестном. Именно освоение этого неизвестного является на каждом таком уроке главной образовательной целью. Дети высказывают предположения о способах решения возникшей проблемы и по возможности проверяют «гипотезы», выполняя небольшие поисковые пробы-упражнения на черновом раздаточном материале. Результаты практического и теоретического поиска обобщаются. Освоенный новый технологический прием (операция) является за­логом качественного изготовления основного изделия. Здесь учителю не следует спешить: главное не количество выполненных изделий, а процесс «открытия» детьми новых знаний, их осознание, обобщение и качественное освоение соответствующих практических умений как основы целых групп схожих по конструкции и технологии изготовления изделий и последующих комплексных творческих работ — проектов.

Таблица 9

Структура урока (Е.А. Лутцева)

Способы организации и содержание учебно- познавательной деятельности учащихся Этапы урока и их особенности
  Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу)
Подведение к проблеме (от известного к неизвестному): - обращение к личному опыту детей; - наблюдения, небольшие исследования, обобщения; - выявление и осознание проблемы информационно-познавательной или конструктивно-технологической (особенности конструкции, технологических приемов и операций). Формулирование выявленной проблемы. Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей, иллюстративный ряд или реальные объекты. Анализ информации или задания (образцов изделий) – определение неизвестного в ряду известных знаний, или определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей объекта практической деятельности.
Поиск путей решения проблемы: - поисковые практические упражнения (на определение свойств материалов, поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.) - обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, - выбор оптимального решения, обобщение; - подбор необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов «Открытие» нового знания – коллективный или групповой, по возможности самостоятельный (без помощи учителя) поиск решения выявленной проблемы или рациональных конструктивно-технологических решений по изготовлению изделия.
Планирование предстоящей практической работы - краткое формулирование этапов практической работы. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы учащихся(выстраивание последовательности изготовления изделия – составление плана).
Практическая работа. - подготовка рабочих мест; - выполнение работы; - уборка рабочих мест. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов). Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом конструктивных и технологических особенностей изделия, опорой на известные способы и приемы действий, а также на использование дидактических материалов (инструкционные карты, схемы, чертежи, карточки-памятки). Уборка рабочих мест.
Обобщение - что нового узнали и научились делать на уроке Обобщение(осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности)
Оценка и самооценка выполненной работы и участия в обсуждении. - качество выполнения работы; - степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно); - творческие находки Оценка деятельности учащихся на уроке (качественная характеристика выполненных работ: новых технологических приемов и операций и результата в целом); отмечаются творческий поиск и творческие находки учащихся, высказанные ими в ходе анализа задания и поиске решения предложенных проблемных ситуаций, самостоятельность выполнения работы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: