Специфика построения уроков

Структура урока: введение в тему, восприятие произведений искусства и обращение к окружающей ребенка реальности, созидательная творческая практическая деятельность ребенка, обобщение и обсуждение итогов урока.

Каждому учителю постоянно приходится задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда. Каковы же формы и средства эффективной организации учебного процесса?

Педагогической основой всех методов является направленность на триединство задач урока, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образного мышления ребенка.

Эффективность учебной работы по предмету достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот про­цесс самих детей, умений наладить взаимопонимание с учащимися. Эффективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учите­лей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.

Подготовка учителя к уроку. Прежде всего, надо внимательно прочитать и понять цели и задачи программы, обозначенные в пояснительной записке. Ознакомление с ее содержанием, логикой поможет в выборе методической основы преподавания предмета. Подготовка к уроку складывается: из изучения тематики, содержания и задач урока; планирования урока, его структуры и драматургии; подбора дидактического материала и аудиовизуальных средств; качественного отбора материала к каждому уроку.

Методика урока (или группы уроков) строится в зависимости от задач тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке таких положений, как:

1. Триединство задач.

Каждый урок включает воспитательные, образовательные и развивающие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости. Передача социального опыта от учителя ученику формирует отношение ребенка к природе, обществу, культуре своего народа и уважению к культуре других народов. Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий в доступной возрасту форме. Широкие знания, профессиональная терминология с самого раннего возраста входят в понятия учеников не в навязанной форме запоминания, а в процессе всей работы на уроке. Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Это показ приемов работы, разными инструментами, материалами, разной техники работы, решение композиции, пространства и колорита, умение анализировать произведения искусства, обращение к творческим работам самого учителя.

2. Опорные понятия. Включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя, от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.

3. Основные понятия. Это понятия, которые формируются на данном уроке многообразны­ми формами и методами. Основные понятия учитель не дает в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.

4. Планирование времени на уроке. Распределение времени на уроке зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу, решает сам учитель. Возможно также выполнение разных вариантов заданий на уроках в целом.

5. Активность учителя на уроке. Уроки художественного труда требуют постоянной активной работы учителя на уроке: во время бесед, показа произведений искусства, самостоятельной работы учащихся, анализа детских работ, на протяжении всего урока. От активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.

6. Психологическая сторона урока. Развитие внимания учащихся, мышления, речи, воображения, творческих способностей.

7. Эмоциональная сторона урока. Развитие умения радоваться, смеяться, грустить, волноваться, сопереживать. Развитие доброжелательности в оценочных суждениях.

8. Ход урока. В урок включают беседу с детьми, носящую всегда проблемный характер, работу с учебником, учебно-дидактические игры, практическую работу, ее оценку. Урок строится по усмотрению учителя исходя из его творческих возможностей, опыта, с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока.

9. Слайд-фильм. Использование на уроке слайдов с произведениями искусства и музыки можно объединить в слайд-фильм — подборку из 10-12 произведений на одну тему, выстроенную созвучно по настроению с музыкальным произведением. Слайд-фильм показывают детям без пояснения учителя. Во время его демонстрации учитель может сфокусировать изображение или размыть его, использовать цветной фильтр для усиления эмоционального воздействия отдельных кадров. Желательно иметь кроме целого изображения еще и фрагменты произведения, чтобы можно было рассмотреть детали, обратить внимание на главное. Для того чтобы после просмотра слайд-фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.

10. Практическая работа учеников. Практическая работа детей связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе. Это могут быть упражнения, наброски, зарисовки, эскизы и длительная работа с материалом. Живопись, графика, леп­ка, бумажная пластика дают возможность попробовать свои силы в раз­ных видах искусства, освоить элементарные приемы работы, выявить свои возможности и способности.

11. Коллективные и групповые работы. Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого — работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ. Сначала каждый ребенок рисовал только на своей половине листа. Сразу стало видно, что нет единства изображения. Надо было научить видеть работу другого, соподчинять свою часть работы с работой товарища. Некоторые работы, такие, как конструирование, итоговые работы за четверть в виде панно, вообще невозможно сделать в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и др. Такие работы требуют совместного труда всех мастеров (Изображения, Украшения, Постройки). Это работа индивидуально-коллективная, когда одну часть (постройку, зарисовки) дети делают индивидуально, а потом из них монтируются большие панно, макеты (наклеиваются на большой лист с подрисовкой и т.д.).

Есть еще один вид групповой и коллективной работы, когда сразу целая группа детей делает одну большую работу (декоративные панно, декорации к спектаклю). Это самый трудный вид деятельности. Здесь нужно уметь видеть работу не только соседа, а всей группы, согласовывать свою работу с другими, находить единое композиционное решение коллективного замысла. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд — все сразу. Так формируется чувство коллективизма, ответственности не только за свой участок работы, но и за общий труд — качество, необходимое человеку в дальнейшей жизни.

12. Оценка деятельности детей.

При оценке устных ответов учитываются:

- активное участие в беседе;

- умение найти нужное, выразительное слово;

- умение высказывать свое суждение;

- умение делать выводы;

- использование в беседе домашних наблюдений.

Оценка практической работы. Обязательные упражнения можно не оценивать, некоторые упражнения, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность, оцениваются. Практическая работа более крупного плана оценивается по нескольким показателям:

- соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

- графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки).

Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка приведет только к отказу от работы. Из лучших работ детей можно организовать выставку. Часть работ (самые выразительные) можно использовать в качестве дидактического материала. Оценивается включение в творческий процесс, а не продукт его, и все-таки качество детских работ может быть показателем работы учителя.

Отдельно оценивается трудолюбие — это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа ла­боранта, роль главного художника и т.п.).

13. Задание на дом. Это задания по поиску материала и домашние наблюдения. Их можно давать в любое время на уроке, записать очень кратко на доске и в дневнике. Все практические работы дети выполняют в классе. Дома они могут сделать творческую работу по своему желанию. Этому чрезвычайно спо­собствует наличие рабочей тетради — приложения к учебнику.

Методы работы на уроке

1. Словесные: беседа, сравнение, деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.

2. Наглядные: коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра, многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов, самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства, использование домашних наблюдений.

3. Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом, использование аудио-, кино-, фотоматериалов.

4. Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосроч­ная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лиде­ра; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного мастера.

5. Творческие: исследование, поиск, творческая работа.

6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроках.

1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала.

2. Работа с учебником.

3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии.

4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.

5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.

6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.

7. Освоение техники живописи — акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики — углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры — из пластилина, глины, пластика; конструирования — из бумаги, картона, коробок.

8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик).

9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки).

10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и зрители, уподобление образам и др.

3. Особенности использования учебника «Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь» для 1 класса начальной школы

Впервые для уроков художественного труда по программе Б.М. Неменского для начальной школы выпущены учебники и рабочие тетради, рассчитанные на каждого ученика.

Учебник создан для 1 класса начальной школы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 классы», разработанной под руководством народного художника России академика РАО Б.М. Неменского. Программа утверждена Министерством образования Российской Федерации.

Учебник 1 класса включает четыре главы, соответствующие делению учебного года на четверти. Каждая глава состоит из последовательных тем и соответствующих заданий, а каждый разворот его имеет доступный возрасту текстовый и зрительный материал для уроков. Поскольку текстовой материал для детей этого возраста должен быть краток и прост, основное обучающее значение принадлежит зрительному ряду. Однако учебник не является самоучителем и предполагает руководящую роль взрослого. Зрительный ряд состоит из методических и поясняющих рисунков, рисунков и фотографий моментов природы, большого количества примеров детских работ в соответствии с заданиями и ряда репродукций произведений искусства для внимательного рассматривания, погружения ребенка в мир искусства, отражающего эстетический аспект жизни.

Практические задания расширяют возможности детского творче­ства, дают повод к самостоятельной работе на уроке и дома. В учебнике большинство заданий не сопровождается строгим указанием материалов, а даются возможные варианты решения задачи разными способами. Это не противоречит сути данных заданий, а учителю дает возможность выбора, учитывая конкретные условия и собственные предпочтения. Однако обязательным условием обучения является постоянная смена художественных материалов и техник. Для классов, где увеличено количество часов на предмет, можно рекомендовать выполнять задание в разных техниках, что способствует развитию чувства материала, пониманию его как выразительного средства. В учебнике постоянно выдерживается принцип вариативного ответа на задания и поэтому дается материал, несколько превышающий по объему стандартное время на предмет.

В учебнике есть темы «Мастер учится у природы», например стр. 14, 46, 76. Здесь важно понимать, что каждый из может обратиться к одним и тем же явлениям, но каждый видит их с разных позиций, с разными целями. Умение вглядываться, содержательно рассматривать мир — важная задача обучения. Мы видим только то, что понимаем. Умение видеть — одна из главных составляющих становления личностных качеств ребенка и сквозная задача учебника.

На обучающие задачи направлено все содержание учебника. Так, например, уже в первой главе первый разворот «Все дети любят рисовать» стр. 8-9 имеет в своем контексте несколько задач. Это как бы маленькая выставка детских работ. Учитель может обратить внимание на разнообразие тем, на заполненность листа в каждой работе, на яркость и смелость исполнения, дать ребятам возможность рассматривая порассуждать о понравившихся рисунках, тем самым формируя у них образ результата, какими могут быть детские работы, их наиболее общие критерии. Одни дети любят рисовать, другие испытывают затруднения, но так или иначе какой-то опыт есть у всех, и его надо активизировать. Первые задания имеют диагностическую направленность, они помогают выявить уровень и характер дошкольной подготовки учеников. При этом предложено два задания и по желанию их можно совместить: есть дети, которые хотят показать свои умения, есть де­ти, побужденные к творческой самостоятельной работе, и есть те, кто растерялся. Им можно предложить нарисовать большое веселое солнце. А потом показать, что солнце у всех получилось разное и как это хорошо, обратить внимание на размещение его в листе. Все это успокоит и раскрепостит ребят. Обсуждение работ с точки зрения выраженного в них содержания, а не правильности исполнения должно стать необходимой частью урока, способом доверительного общения. Возможно, ни на каком другом предмете внутренний мир ребенка не выступает таким открытым, как на умело построенных занятиях искусством и художественным трудом.

Материал первой главы не является простым, в нем в свернутом виде присутствуют серьезные основы художественного обучения. Но последовательно построенный и в игровой форме, он обычно воспринимается легко. Очень хорошо, если в начале четверти занятия сопровождаются выходами на природу и живыми наблюдениями с позиций Мастера Изображения. А в конце этой четверти очень уместно посетить с классом художественный музей.

Вторая глава учебника насыщена нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы. Очень большое значение для ребят имеет презентативность результатов их работы. Надо стремиться, чтобы то, что они делали на уроках, имело свою завершенность и было красиво. Учебник имеет для этого достаточно много подсказок.

В задания, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно (например, стр. 98-99). Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия. Но главное — это радость результата, а также отсутствие безуспешных ребят. Эти панно-коллажи разных форм и объемные композиции могут и должны служить украшению школы, быть радостью для родителей и гордостью детей.

Третья глава посвящена конструированию. Видеть и понимать конструктивную основу всякого предмета — важнейшее качество мышления, и вырабатывается оно не сразу. Здесь мы также встречаемся с пространственными построениями. Но при этом нет однообразия действии, учащиеся выполняют разные по своему характеру задания, в которых можно узнать естественные для этого возраста игры. В конце четверти очень желательна прогулка по своему городу, особенно хорошо, если есть возможность пройтись по историческому центру. Дети по-новому видят постройки, здания перестают быть для них безмолвным окружением, ребята удивляются их разнообразию, на своем уровне анализируют, подмечают множество деталей. Потом они с удовольствием проводят такие же экскурсии со своими родителями, с радостью открывая мир вокруг себя.

Четвертая глава является итоговой: здесь происходит обобщение пройденного материала и в то же время он поднимается на новый уровень знаний. Что значит: Братья-Мастера всегда работают вместе, не расстаются, но в каждой работе один из них занимает главенствующее место? Всякая художественная работа начинается с ее конструктивной организации — построения, будь то изображение на плоскости или орнамент декора. Одновременно всякая художественная работа включает в себя моменты уподобления, чувственного познания и эмоционального выражения, что определяет суть ее художественного образа. И всякое художественное произведение в разной степени включает в себя декоративные задачи. Этот достаточно сложный структурный анализ для взрослых у детей проводится в образно-игровой и очень доступной форме, которая позволяет выделять этапы работы, определять художественные задачи и выбор художественных средств. Но обсуждение участия Братьев-Мастеров не должно быть избыточным и механическим, ведь всякое разделение по-своему искусственно, а в реальности все существует слитно. Братья-Мастера — это инструмент, и большинство преподавателей и сами ребята обычно быстро научаются пользоваться им осмысленно.

Закончить изучение материала года также очень хорошо выходом в лес, на природу — это уроки любования! Здесь рассматривать, удивляться и восхищаться снова помогут разные позиции Братьев-Мастеров.

Учебный материал учебника для 2 класса начальной школы «Искусство и ты» (автор Е.И. Коротеева) является не только продолжением, но и новой ступенью в развитии художественной культуры ребенка. Там акцент поставлен на способах выражения в искусстве чувств человека и собственных чувств ребенка — весело, грустно, тревожно, празднично; на художественных средствах эмоциональной оценки — доброе, злое; на взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника и понимании выразительных свойств разных художественных материалов. Но Изображение, Украшение и Постройка останутся структурной основой постижения мира пространственных искусств в жизни человека.

II. «Изобразительное искусство», включающее художественный труд

(Т.Я. Шпикалова)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: