Программа Б.М. Неменского

I. Составление планов-конспектов уроков по программе Б.М. Неменского

Особенности уроков в программах Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой

План:

I. Составление планов-конспектов уроков по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», включающее художественный труд.

1. Программа Б.М. Неменского.

2. Специфика построения уроков.

3. Особенности использования учебника «Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь» для 1 класса начальной школы.

4. Примерные планы-конспекты уроков для второго и четвертого классов.

II. «Изобразительное искусство», включающее художественный труд (Т.Я. Шпикалова)

1. Цели и задачи программы.

2. Разделы программы.

Литература:

Неменская, Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь [Текст]: учебник для 1 класса нач. школы / Л. А. Неменская; Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002. – 111 с. - 40000 экз. - ISBN 5-09-011644-Х.

Неменская, Л. А. Каждый народ – художник [Текст]: учебник для 4 класса нач. шк. / Л. А. Неменская; Под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-012263-6.

Неменская, Л. А. Твоя мастерская [Текст]: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику Каждый народ - художник" для 4 класса нач. шк. / Л. А. Неменская. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 32 с. - 15000 экз. - ISBN 5-09-014210-6.

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для 2 класса нач. шк. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2002. - 112 с. - 30000 экз. - ISBN 5-09-010077-2.

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для 3 класса нач. шк. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-010892-7.

Шпикалова, Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство" 1 класс начальной школы [Текст]: творческая тетрадь / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. - М.: Просвещение, 2002. - 64 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-011554-0.

Шпикалова, Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство" 2 класс начальной школы [Текст]: творческая тетрадь / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2002. - 64 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-010026-8.

Шпикалова, Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство" 3 класс начальной школы [Текст]: творческая тетрадь / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. - 5000 экз. - ISBN 5-09-010891-9.

Эта программа представляет собой целостный интегративный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно-визуальных искусств: изобразительные, декоративные, архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью. Роль искусства в повседневном бытии каждого человека, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Системообразующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной и конструктивной. Эти три деятельности являются основами деления пространственно-визуальных искусств на виды: изобразительные (живопись, графика, скульптура), конструктивные (архитектура, дизайн) и различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждый из этих видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства, в том числе и детских поделок, и поэтому является основой для интеграции всего многообразия пространственных искусств в единую систему не по принципу перечисления видов, а по виду художественной деятельности. Выделение вида художественной деятельности акцентирует внимание не только на изучении произведений искусства, но и на более широком понимании художественной деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, дает ребенку возможность подниматься год за годом, от урока к уроку по ступенькам познания личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных и конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности осваивают учащиеся на протяжении всего обучения.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: Изображение, Украшение и Постройка. Это пока не искусство, а привычные каждому ребенку действия. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать обучению и в дальнейшем. Они помогают сначала органично войти в освоение языков художественной выразительности пространственных искусств, затем служат структурной организации творческой деятельности и пониманию роли искусств в окружающей жизни, а потом помогают и в осознании еще более сложных пластов искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: