Виды уроков. Задания-упражнения для развития мышления учащихся

Задания-упражнения для развития мышления учащихся.

Для развития мышления учащихся полезно включать в уроки следующие виды заданий-упражнений:

- раздели квадратную заготовку на 2 треугольника, 4 треугольника, 2 прямоугольника, 4 квадрата и т.п.;

- раздели прямоугольную заготовку на квадрат и прямоугольник;

- найди одинаковые фигуры на рисунках;

- назови лишний предмет, каким общим словом можно назвать остальные предметы;

- из чего сделаны предложенные предметы; назови предметы, сделанные из одного материала;

- назови профессии людей, изображенных на картинке: подбери каждому из них предметы, которые понадобятся им для труда;

- назови растения и укажи предметы, которые изготовлены из материалов, полученных из изображенных на картинке растений и т.п.

Для того чтобы максимально создать возможности для самостоятельной работы учащихся на уроках, пособие требует небольшой доработки. Кроме раздаточных карточек в наборе имеются листы с изображениями шаблонов и цветных вклеек. Шаблоны даны полными наборами по всем темам, кроме пятой. Для пятой темы дан один универсальный комплект шаблонов. Шаблоны следует вырезать и сложить в отдельные конверты. Конверты можно приклеить с обратной стороны соответствующих карточек для удобства пользования ими на уроках.

Авторы предусмотрели и особенность восприятия детей шести-семилетнего возраста — наглядно-предметное, при котором для более глубокого познания ребенку необходимо воспринимать предмет всеми органами чувств, особенно зрительно и тактильно. Поэтому в карточки, где изображены объемные и полуобъемные изделия (темы: III, V, У(5, 6), необходимо сделать вклейки образцов изделий. Места вклеек обозначены звездочками. Из листа приложений следует вырезать детали и заготовки, сложить, как показано на соответствующих кар­точках, и наклеить.

По каждой теме представлены конспекты уроков.

Все уроки делятся на 3 типа:

1) уроки-опыты — изучаются свойства материалов, с которыми предстоит
работать учащимся;

2) уроки-практикумы, на которых сначала происходит "открытие" детьми новых знаний и технологических умений, а затем их закрепление через изготовление различных изделий;

3) уроки свободного творчества, на которых реализуются творческие замыслы детей, базирующиеся на уже приобретенных на предыдущих уроках знаниях и умениях.

Наиболее полные конспекты даны для уроков, на которых осваивается новое знание или умение. Конспектам уроков-практикумов предшествуют небольшие справки для учителя о способах выполнения изучаемых технологических приемов или операций. Указаны цели и задачи каждой из тем, вводимые понятии, оборудование уроков. Большинство технико-технологических понятий в первом классе вводится опосредованно. Указанное в текстах количество минут для каждого этапа урока является только ориентиром для учителя и указывает на примерное соотношение этапов. Отдельные уроки, особенно где происходит «открытие» детьми новых знаний, могут быть разделены на два.

Процесс поиска и «открытия» знаний важен не менее, чем изготовление игрушек, и более значим для развития детей. Особенный акцент в конспектах делается на этапе анализа образца изделия. Его рекомендуется проводить в диалоговой форме и добиваться понимания детьми конструктивных и технологических особенностей каждого изделия. Этап планирования предстоящей практической работы поможет детям выстроить четкую последовательность изготовления изделия. Можно дополнить данный этап зрительными ориентирами, вывесив на доске карточки с нарисованными на них инструментами: карандаш, ножницы, кисточка, отражающими основные технологические операции или карточки со словами: разметь, вырежь, собери.

В конспектах делается акцент на выполнение тренировочных упражнений по освоению новых умений, т.к. овладение детьми практическими умениями — основа качества будущих изделий. Если вся предыдущая работа была четко проделана, учащиеся с первых же уроков в большинстве своем будут изготавливать изделия самостоятельно, с опорой на зрительные ориентиры в раздаточных карточках. Учитель сможет помогать слабым. В завершение уроков рекомендуется обыгрывать сделанные детьми игрушки: составлять сказки, рассказы, делать небольшие инсценировки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте план-конспект урока по программе "Технология" для сельских общеобразовательных школ (под ред. В.Д. Симоненко).

2. Проанализируйте учебники и тетради Т.М. Геронимус (класс выбирает студент) с точи зрения технологической подготовки учащихся.

3. Разработайте план-конспект урока технологии с использованием дидактического материала Е.А. Лутцевой, И.И. Колисниченко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: