Конструирование летающих моделей

Конструирование плавающих моделей

Содержание конструирования и моделирования в начальной школе

Программа по технологии (трудовому обучению) предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с наиболее распространенными строительными, транспортными, сельскохозяйственными, технологическими, энергетическими и бытовыми машинами.

Строительные машины. Наиболее трудоемкими в строительстве являются земляные и монтажные работы. Эти работы выполняют машины: экскаваторы копают котлованы для фундамента, бульдозеры производят планировку (выравнивание) земли, катки уплотняют землю и асфальт, подъемные краны поднимают и перемещают строительные грузы. В процессе конструирования моделей экскаватора, подъемного крана и других строительных машин учитель проводит беседы о строительных профессиях, об устройстве и принципах действия машин; учащиеся осуществляют проверку выполненных моделей в действии.

Транспортные модели. Транспорт в нашей стране с ее огромной территорией и многомиллионным населением имеет большое значение. Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (линии электропередач). По виду выполняемых перевозок различают грузовой и пассажирский транспорт. Первый занят перевозкой грузов, второй — перевозкой людей.

Огромное значение в перевозке грузов и пассажиров в нашей стране имеет морской и речной транспорт. Наш флот состоит из разных судов: наряду с универсальными, перевозящими различные грузы, имеются специальные лесовозы, рудовозы, нефтеналивные суда (танкеры) и т.д. Практическую работу следует начинать с изготовления игрушечных корабликов из коры, ореховой скорлупы, деталей конструктора.

Материалы для деталей плавающих моделей разнообразны: бумага, картон, кора, древесина, ветки, пенопласт, различные коробки. Очень Ценно, что одни и те же детали можно сделать из разных материалов: для корпуса лодки годится бумага, тонкий картон, коробка, кусок коры. Парус яхты может быть изготовлен из куска бумаги, ткани, даже из сухого крупного листа тополя.

Человека тысячелетиями манили небесные просторы, создавались сказки о ковре-самолете. Прекрасна и сегодня легенда об Икаре. Следует считать героическими первые попытки людей, которые, подражая полету птиц, пытались продержаться в воздухе на утлых крыльях и с помощью других приспособлений. Сколько гениальных догадок, великих открытий совершил человеческий разум, чтобы люди поднимались в небо на воздушных шарах, на хрупких планерах, на самолетах.

Трудно представить себе современную жизнь без авиации. В 1822 г. русский изобретатель А. Ф. Можайский построил и испытал первый самолет. Этo было совершено на 1 год раньше появления американского самолета братьев Райт. А теперь созданы поистине сказочные лайнеры. Особенно стремительно развивается авиация на основе реактивного двигателя.

В качестве практических работ подобрано несколько простейших летающих моделей.

Рис. 19. Летающие модели

При изготовлении моделей можно выполнить ряд опытов. Опуская с определенной высоты скомканные листы бумаги, учащиеся отмечают, что они падают быстро и отвесно. Опуская с такой же высоты развернутые листы бумаги, дети наблюдают, что листы падают медленно и зигзагообразно. Быстрота падения листов зависит от формы предметов. Развернутый лист имеет большую площадь, и при его падении воздух оказывает листу большое сопротивление; поэтому лист падает медленно. Далее учащиеся складывают лист в виде коробочки с невысокими краями и испытывают его таким же образом. Учащиеся наблюдают, что такой лист падает медленно и зигзагообразно. Далее дети вырезают на середине коробочки небольшое отверстие, привязывают к коробочке четыре нити, подвешивают к ним снизу шарик из пластилина и получают простейшую модель парашюта. Испытывая его, учащиеся наблюдают, что модель парашюта опускается медленно и устойчиво. Почему это происходит?

Далее можно переходить к изготовлению различных моделей самолетов и автомобилей.

В зависимости от назначения различают транспортные и специальные автомобили. В первую группу входят грузовые, легковые автомобили и автобусы; во вторую — пожарные, бензовозы, машины скорой помощи и др.

Рис. 20. Модель автомобиля из коробков

Практическую работу по изготовлению моделей автомобилей целесообразно начинать с выклеивания легкового, грузового автомобилей и автобуса. При этом воспроизводятся общие характерные черты каждого типа, определяются его пропорции и соотношение частей. Далее полезно собрать объемную модель автомобиля из полуфабрикатов: коробок, деревянных деталей. Полезной следует считать работу по лепке макета автомобиля из глины или пластилина. Это дает возможность получить копию автомобиля в уменьшенном масштабе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Создание архитектурного макета (или модели транспортного средства) из бумаги и картона по собственному эскизу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: