Понятие папье-маше
Папье-маше
План:
1. Понятие папье-маше.
2. Из истории папье-маше.
3. Применение папье-маше.
4. Технология изготовления изделий.
5. Виды клея, необходимого для работы.
Литература:
Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В. В. Выгонов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 256 с. - Библиогр.: с. 254. - 50000 экз. - ISBN 5-7695-0023-9.
Материалы, инструменты и оборудование:
Игрушка, крахмал, гуашь, кисть, клеенка, декстриновый или столярный клей, глина, писчая и газетная бумага, ножницы, мелкозернистая наждачная бумага.
Цели:
Научить изготавливать поделки в технике папье-маше и показать их практическую значимость.
Термины и понятия:
Папье-маше.
Папье-маше называют процесс изготовления различных изделий из особым образом приготовленной бумажной массы. Папье-маше (франц. – жеваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т.д. (Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1984. – С. 962).
Купцы Лукутины заимствовали у немцев технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи. К середине XIX в. лукутинские изделия встали на уровень с европейскими.
В прейскурантах Лукутиных и Вишняковых значились: альбомные пластины, которые затем монтировались с семейными фотоальбомами; коробки для сладостей, выложенные внутри оловом; «барабаны для чаю и табаку», также выложенные внутри оловом, чтобы сохранить аромат содержимого; «бочонки», декорированные под черепаху, под ясень, под малахит; запонки из папье-маше, оправленные в металл и украшенные миниатюрами; игольники-шкафчики; копилки различных форм и размеров; кольца для салфеток с мотивами троек, «русскими типами», с видами Московского Кремля; мольберты настольные для писем и визитных карточек; кронштейны для украшения комнат; марочницы; очешники; мужские и дамские папиросники на шарнирах, открывающиеся на две половины; портмоне с отделкой внутри для визитных карт; подносики и стаканы для сигар, папирос, шпилек, булавок; пудреницы; пеналы для карандашей и перьев; сигарницы настольные и карманные; спичечницы для кабинета и столовой; табакерки мужские; чайницы двойные с двумя вставными чайницами и с местечком для полдюжины чайных ложечек, внутри выложенные оловом, рассчитанные на фунт чая, на полфунта, на четверть фунта, «с живописью русских типов, с видами кремля, с китайцами и цветами» и так далее и так далее.
Лукутинское производство просуществовало до 1904 г. В 1910 г. группа бывших лукутинских мастеров организовала «Федоскинскую артель живописцев» на базе ликвидированной лукутинской фабрики. Художественная традиция русской лаковой миниатюры не прерывалась. Сегодня на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи работает около двухсот живописцев, имеется художественная профтехшкола и при ней - музей миниатюрной живописи.
В лукутинском искусстве поздней поры появилась имитация малахитового узора. Она производилась так: в ложке размешивалась зеленая краска на скипидаре и масле, затем краска выливалась в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывала на поверхности воды разводы, напоминающие узоры на срезах малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое темно-зеленым грунтом, на миг окунали в сосуд; пленка прилипала к предмету, создавая на нем искомый декор.
В советское время возникли еще три промысла: в Палехе Ивановской области (1924 г.), в Мстёре Владимирской области (1932 г.), в Холуе Ивановской области (1934 г.). Мастера этих промыслов заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.






