Сила речи

Заброшенный магазин.

Цель. Позволяет соприкоснуться с теми сторонами его личнос­ти, которые никогда не осознавались им полностью.

Необходимое время: 1 час. Материалы: комната, создающая ощущение комфорта.

Подготовка: руководитель должен быть опытным и способным иметь дело с сильными эмоциями.

Процедура: Руководитель дает участникам следующие инструкции: закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что вы поздно вечером спокойно идете по городской улице, осматриваясь по сторо­нам. Что вы видите? Какие до вас доносятся звуки? Запахи? Вот вы замеча­ете боковую улочку. Сверните в нее. Продолжая свой путь по ней, вы видите старый заброшенный магазин. Стекло в витрине грязное, но, если как следует присмотреться, можно заметить, что там что-то оставлено. Попробуйте ра­зобрать, что это. Потом идите дальше, пока снова не окажетесь на централь­ных улицах. После этого возвращайтесь к реальности, то есть к группе.

Затем каждый в группе может найти себе партнера, или же можно пред­ложить, чтобы группа разделилась на подгруппы по 5-6 человек или пусть каждый в ней получит по 5-10 минут. Далее участникам предлагается следующее. Опишите предмет, который вы увидели в витрине заброшенного магазина. Станьте этим предметом и говорите как бы от его имени. Попытайтесь ощутить, что значит быть всеми покинутым. Как вы себя чувствуете? Почему вас оставили в витрине? Каково вам приходится в качестве этого предмета? Через несколько минут снова станьте собой и еще раз осмотрите оставленный в витрине предмет. Замечаете ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли вы сказать о нем еще что-либо?

Так продолжается до тех пор, пока все участники группы не получат возможность идентифицировать себя каждый со своим забытым предметом.

Существует множество вариантов этого упражнения. Например, участни­ки могут вообразить, будто они заходят в покинутый особняк, а, выходя, захватывают с собой что-нибудь ценное или интересное. Каждый может предста­вить себя цветком и описать свой цвет и форму, вид соцветия, почву, на которой ему приходится расти, и то, как ощущаются солнце, дождь, ветер, а также что видно с того места, где растет цветок.

Идентифицируя себя с такими предметами, мы проецируем на них некоторые аспекты своей личности. Подобные упражнения могут очень быстро увести человека в самую глубь его личности. При их выполнении в группе надо убедиться, что все участники закончили их полностью, и у них не оставалось никаких незавершенных переживаний.

Цель: Речь - это не только средство коммуникации, это еще и способ организации наших представлений о себе и об окружающем мире. Час­то мы оказываемся тем, чем мы оказываемся, именно потому, что говорим о себе то, что говорим, и так, как говорим. Обычные для гештальт-групп мето­дики помогают участникам изменить их манеру говорить, так что если исход­но она была, к примеру, вялой или виноватой, в конце она даст человеку возможность полностью осознать свои силы.

Необходимое время: 30 минут. Материалы: не требуются. Подготовка: специальной подготовки не требуется.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, обрати­тесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен...». Парт­нер, в свою очередь, вне всякой связи с вашими высказываниями также обратится к вам с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен...». Теперь вернитесь к своим исходным заявлениям и замените «Я должен...» на «Я решил…» оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит свои фразы, начиная их словами «Я решил...». Дайте время вам обменяться впечатлениями. Постарайтесь заметить в себе новые силы или возможности.

После этого вместе со своим партнером по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу...». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу...» и, оставляя вторую часть фразы без изменений. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная их словами «Я не хочу...». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменившую собой нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.

После этого по очереди завершите по три предложения, начинающиеся со слов «Мне нужно...». Потом повторите эти фразы, но, начиная их со слов «Я хочу...». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действи­тельно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.

Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь...». За­тем повторите те же фразы, заменив «Я боюсь...» на «Мне хотелось бы...», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером. Спросите себя, не страх ли стоит на вашем пути к достижению важных для вас целей и получению интересных впечатлений?

Выражения типа «Я обязан...», «Я не могу...», «Мне нужно...» и «Я боюсь...» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много воз­можностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как надо. Изменив свою манеру гово­рить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства и действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: