Преувеличенное либо противоположное поведение

Цель: упражнение дает возможность прибегнуть к особому техническому приему работы в груп­пе. Он сводится к тому, что каждый ее участник выступает в роли, воплощающей некоторые аспекты его личности, которые либо вообще ему не известны, либо, наоборот, известны и вызывают у него беспокойство. Такой прием используется с целью расширить осознание поведения, что является первым шагом на пути к его изменению.

Необходимое время: 1 час или больше. Материалы: не требуются. Подготовка: руководителю полезно иметь опыт работы с гештальт-группами и быть знакомым с групповыми процессами.

Процедура: каждый участник группы выбирает для себя такой спо­соб поведения, который был бы наиболее для него нежелательным, или пусть вся группа совместно определит, какого рода поведение, очевидное для окружающих, сам участник группы за собой не замечает. Примерами могут быть готовность извиняться по малейшему поводу, стремление избе гать прямого взгляда, привычка говорить слишком тихо, нетерпеливость или склонность к безапелляционным обвинениям.

Если участник не замечает за собой склонности вести себя так, как ему было предложено, он получает указание утрировать такое поведение. Если он признаёт за собой эту склонность и находит ее нежелательной, он должен попробовать вести себя прямо противоположным образом. Например, при склонности к излишним извинениям человек может извиняться автоматически не задумываясь о том, почему и зачем он это делает. Преувеличенно изобра­зить эту склонность можно, если, например, обходить всех участников группы и каждую фразу в разговоре с ними начинать словами «прошу прощения...» С другой стороны, привычка говорить еле слышно может быть прекрасно из­вестна ее обладателю, который неоднократно проклинал себя за мягкость сво­их манер, проявляемую даже тогда, когда надо демонстрировать уверенность в себе или требовательность. В таком случае противоположное поведение бу­дет состоять в том, что тихий от природы участник группы станет подходить к другим и, твердо глядя им в глаза, говорить с ними громко и властно. Такое упражнение поможет тихоне вступить в контакт с теми сторонами его лично­сти, которые обычно скрыты от него его же застенчивостью.

Пусть каждый участник группы разыгрывает то, что ему назначено, в течение примерно пяти минут. В конце упражнения надо оставить время на то, чтобы он мог поделиться своими впечатлениями с группой и получить от нее обратную связь.

3. Полярности: конфликт «нападающего» и «защищающегося».

Цель: упражнение может служить введением к занятию, посвя­щенному одной из внутриличностных полярностей; а именно, противоположно­сти между нападающим и защищающимся. Оно позволяет лучше понять конф­ликтные стороны личности и получить опыт активного отстаивания своей точки зрения.

Необходимое время: 45 минут. Материалы: не требуются.

Подготовка: Руководителю требуется иметь понятие о полярностях и опыт ведения гештальт-групп.

Процедура: Сядьте с партнером друг против друга и решите, кто из вас будет «нападающим», а кто - «защищающимся». После этого заведите друг с другом разговор. Пусть каждый стоит на своем и не сдается. Если вы «нападающий» - поучайте партнера, как он должен себя вести, что ему надле­жит сделать и т.п. Всячески тираньте его и критикуйте с позиций вашей очевидной правоты и явного превосходства. Если вы «защищающий» - все время ищите себе оправдания и хнычьте как можно жалобней. Рассказы те, как сильно вы хотите и стараетесь, чтобы всем было хорошо, и как вам все время что-нибудь мешает. Продолжайте выполнять это упражнение 5-10 минут, с тем, чтобы получить от этой своей позиции как можно более полное впечатление.

Затем поменяйтесь ролями. Если вы были «защищающимся», возьмите на себя роль «нападающего». Постарайтесь в полной мере ощутить его власть и авторитет, а если вы теперь «защищающийся» - его хитрую пассивность. Через 5-10 минут заканчивайте упражнение. Снова присоединяйтесь к группе. Обменяйтесь своими впечатлениями. (Некоторые сообщают, что им было явно веселей в роли «нападающего», а другие - что они и в роли «защищающегося» чувствовали себя вполне в своей тарелке.) Сравните сыгранные вами роли с тем, как вы ведете себя в обычной жизни. Обсудите, кто как себя чувствовал при выполнении этого упражнения, Возникало ли у вас чувство гнева или униженности, когда вы играли роль «защищающегося»? Было ли у вас ощущение вины или стремление покарать «защищающегося», когда вы выступали в роли «нападающего»? Анализ ваших впечатлений от выполнения этого уп­ражнения может снабдить вас информацией об этих двух сторонах вашей личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow