Психологические игры - тренинг. Цели и задачи:Выработка общих норм поведения и взаимодействия

ТЕМА 3. ВЫРАБОТКА ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ.

Цели и задачи: Выработка общих норм поведения и взаимодействия. Формирование представления о социальных и общественных правилах и нормах. Воспитание нормативного социально приемлемого поведения.

Комментарий: выработка правил работы также является одной из важных тем данной программы. Желательно не навязывать участникам свои правила, а построить работу так, чтобы они сами стали инициаторами определений норм поведения и взаимодействия. Обсуждению каждого правила может посвящаться довольно большое количество времени или даже отдельное занятие, в зависимости от специфики конкретной группы.

Упражнение-разминка «Необычное приветствие». Участникам предлагается поприветствовать друг друга различными необычными способами, обращаясь по имени, как это делалось на предыдущем занятии.

Обсуждение: Какие ощущения и впечатления возникали у участников в процессе выполнения упражнения? Приветствия кого из участников оказались самыми оригинальными, доброжелательными?

1. Игра «Страна без правил». Участники делятся на малые группы и получают задание придумать страну, в которой нет никаких правил, представить жизнь в такой стране, занятия и развлечения ее жителей. После групповой работы представители каждой из групп рассказывают другим о стране, которую они придумали.

Рекомендации ведущему: в процессе проведения игры постоянно поддерживать идею «все должно быть без правил». После представления нескольких проектов «страны без правил» задать вопрос участников «А кто хотел бы жить в такой стране?» и подвести игру к тому, чтобы сформулировать групповые правила.

Обсуждение: Как, по мнению участников, живется жителям «страны без правил», без каких правил невозможна наша повседневная жизнь?

2. Формирование групповых правил. Ведущий и участники обсуждают примерный перечень правил:

1. Называть друг друга по тому варианту имени, который выбрал каждый участник на время работы в группе.

Рекомендации ведущему:обратить внимание участников на то, чтобы они не использовали вариантов имени, которые не нравятся другим участникам. Например, не называть подростка Серым, если он выбрал имя Сергей.

2. Здесь и сейчас.

Рекомендации ведущему: обратить внимание участников на необходимость говорить о чувствах, мыслях, переживаниях возникающих во время занятий.

3. Говорить от своего имени.

Рекомендации ведущему: для более откровенного общения во время занятий отказаться от обезличенной речи. Заменять высказывания «Некоторые думают…» на «Я думал…». Отказаться от безадресных суждений о других. Заменять фразы «Многие меня не поняли…» на конкретные «Мне кажется, что Оля и Аня меня не поняли…»

4. Бережно относиться к информации, которую участники доверяют друг другу и не рассказывать о переживаниях и тайнах других вне группы.

Рекомендации ведущему: особо акцентировать внимание участников на это правило.

5. Не давать оценок людям, а говорить об их действиях и поступках.

Рекомендации ведущему: обратить внимание участников на то, что при обсуждении происходящего в группе, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания «Мне не нравишься ты», а говорим «Я не разделяю твою манеру общения». Мы не говорим «Ты плохой человек», а говорим «Я считаю, что это плохой поступок».

6. Быть искренним в общении.

Рекомендации ведущему: обратить внимание участников на то, что во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

7. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

Рекомендации ведущему: обратить внимание участников на то, что когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. Лишь после этого мы задаем вопросы, благодарим его или спрашиваем и уточняем то, что нам не понятно. Таким образом, мы уверены, что и к нашим высказываниям другие участники будут относиться так же.

8. Активно участвовать в происходящем.

Рекомендации ведущему: обратить внимание участников на то, что каждый из них имеет право активно смотреть, слушать, чувствовать себя и других, не замыкаться в себе, даже если узнал о себе что-то не очень приятное.

9. Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Рекомендации ведущему: активизировать участников к общению с большим числом людей в группе.

Дать понять участникам, что у них также есть право выдвинуть на обсуждение и новые правила, которых нет в данном перечне, но им бы хотелось, чтобы такие правила существовали. В процессе обсуждения подробно объяснить участникам правила и дать исчерпывающие ответы на все возникающие у них вопросы. После этого вовлечь участников в дискуссию о том, какой опыт имеет каждый из них относительно применения или отсутствия этих правил в повседневной жизни. В процессе обсуждения можно использовать примеры из сказок («Маши и медведи», «Золушка», «Красная Шапочка» и др.), пословиц, народного творчества.

Можно предложить участникам выбрать Хранителя правил – того, кто будет следить за их выполнением во время занятий. Таким хранителем может стать каждый желающий.

Итоговое обсуждение (рефлексия): Каковы впечатления участников от этого занятия? Насколько комфортно чувствовали себя участники в ходе формирования групповых правил, что помогало и что мешало им? Как изменились отношения между участниками? Стали ли отношения между участниками более доверительными?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: