Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант

СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕБЕНКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Качество выполнения ребенком заданий зависит от того, насколько он чувствует себя естественно и раскованно. Поэтому во время собеседова­ния должна быть создана атмосфера доброжелательности, в которой бы он не боялся ошибиться, не старался бы показаться умнее, чем он есть. Необходима позитивная эмоциональная оценка его действий, поощре­ние, поддержка. Негативная реакция на ошибки недопустима.

Если ребенок замкнут, неконтактен, нужно попытаться создать как мо­жно более доброжелательную атмосферу: хорошо, если задания ребенок воспринимает как игру, в которой инструкция выполняет роль правил, а педагог - роль партнера по игре. В особенности это относится к шести­летним детям.

Давая инструкцию ребенку, надо убедиться, что он понял ее правиль­но.

Если ребенок отказывается или не может сразу выполнить задание, не следует настаивать. Можно предложить ему другое, а потом вернуть­ся к неудавшемуся.

Следует стараться избегать вмешательства родителей в тестирова­ние ребенка.

По ходу диагностики педагог заполняет вторую часть Анкеты для ре­бенка, причем в средней части таблицы выделено место для письменных комментариев педагога (Протокол тестирования), а справа выделено ме­сто для проставления соответствующих оценок. Важно при этом, что в Ан­кете специально выделены графы с обозначениями соответствующих баллов и в эти графы педагог может ставить только "+" и ни в коем слу­чае не может ставить саму оценку, так как многие дети знают, что в шко­ле за плохой ответ ставят двойку и, увидев цифру "2", очень расстраива­ются. Если педагог ставит любую не максимальную оценку, то он обяза­тельно должен пояснить в средней части анкеты, почему он это сделал.

Все результаты ребенка оцениваются баллами. Критерии оценки при­ведены ниже в описании каждого субтеста. По окончании всей диагности­ки баллы суммируются. Дети, набравшие более 18 баллов, зачисляются в школу сразу же. При результате 17 баллов и меньше требуется специ­альная консультация психолога или логопеда.

Субтест 1. «Нелепицы»

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий мас­су явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невоз­можны и смешны (см. Стимульный материал, карточки №№1а, 16, 1в). "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаива­ется. В качестве материала мы брали сюжеты из пособия С.Д. Забрамной "Наглядный материал для психолого-педагогического обследования де­тей в медико-педагогических комиссиях" (М., Просвещение, 1985 г.) и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновре­менно 5-6 вариантов рисунков, три из них мы включили в настоящий ком­плект.

Основным результатом данного субтеста является способность ре­бенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объя­снить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здо­рового ребенка данного возраста.

Инструкция:

Картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка». Если ребенок рассматривает ее молча (или во­обще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмо­трел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на получен­ную им оценку.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "неле­пости".

Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью— 1 или 2 во­проса — находит нелепые места.

Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реа­гирует на картинку и только с помощью педагога находит несо­ответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Это задание позволяет диагностировать как сформированность навы­ков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ре­бенка ориентироваться в пространстве (право — лево, верх — низ), уме­ние действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти. Варианты стимульного материала, необходимого для прове­дения этого субтеста, приведены на карточках №№ 2а, 26, 2в.

Инструкция:

Таблица предъявляется ребенку со словами: "Посмотри, здесь нарисована девочка". Далее ребенку задаются следующие во­просы:

Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клето­чку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?

Теперь она идет на одну клеточку влево. Гдеона теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?

Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется те­перь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось?

Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколь­ко у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 мор­ковки. Сколько у нее их осталось?

Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реаги­рует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он про­сто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ре­бенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

Критерии оценки:

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, ес­ли он правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 0 баллов, если он правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выпол­нения ребенком как арифметического действия, так и пространственной ориентировки. Для этого в клеточке, соответствующей каждому "шагу", надо отмечать знаком "+" или "-" в левой верхней части клеточки — пра­вильность счета, в нижней правой части — правильность направления. Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких на­бранных баллах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: