Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Субтест 5. Аналогии
Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась.
Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку.
На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.
Субтест 4. Геометрические фигуры
Субтест 3. Последовательные картинки
Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированное™ у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ). Мы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки №№ За и 36), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, — очень просто.
Инструкция:
Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенкомсо словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".
Критерии оценки:
Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.
Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.
Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезанные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.
Инструкция:
Критерии оценки:
Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "туловище, голову и ноги" геометрического человека.
Инструкция:
"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
Слова такие:
— ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА —...? (цветок).
— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ —...? (лес).
— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК —...? (температура}.
— ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ —...? (слух).
— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ —...? (ночь).
— УТЮГ—ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН —...? (звонить).
Другие варианты:
— ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК—...? (цветок).
— ОГУРЦЫ — ГРЯДКА, а ШИШКИ —...? (лес).
— САМОЛЕТ — ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА —...? (водитель, шофер).
— РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ —...? (зрение, смотреть).
— ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ —...? (черное).
— ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА —...? (рыба).
— ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА —...? (поле).
— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА —...? (врач).
— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ —...? (рисовать).
— КНИГА — ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА —...? (слушать, играть,
сочинять).
— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО —...? (зима).
Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо отмечаем в протоколе.
Критерии оценки:
Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.
Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко-произношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.
Инструкция:
Часть 1."Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши".
Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:
— САМОВАР
— ПОДУШКА.
Эти слова можно заменять на другие трехсложные.
Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:
— БЕРЕТ
— ВОЛНА
— АТАМАН
—УТКА.
Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — согласный, в четвертом — оба звука гласные.
Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но наша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надежно, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов).
Критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).
Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.
Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.