Субтест 6. Логопедический

Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволя­ет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

Субтест 5. Аналогии

Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не по­лучилась.

Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фи­гурку.

На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладывают­ся геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.

Субтест 4. Геометрические фигуры

Субтест 3. Последовательные картинки

Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированное™ у ребенка причин­но-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ). Мы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки №№ За и 36), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, — очень просто.

Инструкция:

Общую карточку со стимульным материалом необходимо раз­резать на части и, перемешав их, положить перед ребенкомсо словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расска­жи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".

Критерии оценки:

Если ребенок самостоятельно правильно и логично определя­ет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.

Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отры­вочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.

Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных дета­лей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.

Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализиро­вать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезан­ные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.

Инструкция:

Критерии оценки:

Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "тулови­ще, голову и ноги" геометрического человека.

Инструкция:

"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг дру­гу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходя­щее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Слова такие:

— ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА —...? (цветок).

— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ —...? (лес).

— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК —...? (температура}.

ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ —...? (слух).

— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ —...? (ночь).

— УТЮГ—ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН —...? (звонить).

Другие варианты:

— ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК—...? (цветок).

ОГУРЦЫ — ГРЯДКА, а ШИШКИ —...? (лес).

— САМОЛЕТ — ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА —...? (водитель, шо­фер).

РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ —...? (зрение, смот­реть).

ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ —...? (черное).

ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА —...? (рыба).

ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА —...? (поле).

— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА —...? (врач).

— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ —...? (рисовать).

КНИГА — ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА —...? (слушать, играть,

сочинять).

— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО —...? (зима).

Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем сло­вом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ яв­ляется правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо от­мечаем в протоколе.

Критерии оценки:

Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правиль­ное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правиль­ное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел пра­вильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко-произношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ре­бенка. Субтест состоит из двух частей.

Инструкция:

Часть 1."Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен раз­делить их на части, хлопая в ладоши".

Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, со­провождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ре­бенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

— САМОВАР

— ПОДУШКА.

Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:

— БЕРЕТ

— ВОЛНА

— АТАМАН

—УТКА.

Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — сог­ласный, в четвертом — оба звука гласные.

Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но на­ша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надеж­но, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов).

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с иска­жениями или ошибается при выполнении первой или второй ча­сти задания.

Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошиб­ки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: