Школа «научного управления» (1885—1920)

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ

Эта школа связана сименами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт, Г. Гантта.

Рационализация. Анализ содержания работы и ее основных эле­ментов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, ра­бочих движений, выявление непродуктивных движений, разработ­ка рациональных приемов труда рассматривались в рамках школы как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование.

Человеческий фактор. Основоположниками школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работни­ков в увеличении производительности и объема производства. Кро­ме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение оп­ределенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить допол­нительно. Признавалась важность отбора людей, которые соответ­ствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения.

Управленческие функции выделялись школой научного управле­ния в отдельную сферу профессиональной деятельности. Такой под­ход резко отличался от старой системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Благодаря этой школе было разработано 10 принципов управления, которые не поте­ряли своего значения и в настоящее время: 1) отчетливо поставленные цели —исходный пункт управления; 2) здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин; 3) компетентная консультацияпрофессионалов и совершенствование процессов управленияна основе их рекомендаций; 4) дисциплина,обеспеченная четкой регламен­тацией деятельности людей, контролем за ее исполнением; 5) справедливоеотношение к персоналу; 6) письменные стандартные инструкции; 7) нормы и расписания,способствующие поис­ку и реализации резервов; 8) нормализация условий труда; 9) нормирование операций; 10) вознаграждение за производительность

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: