ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ
Эта школа связана сименами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт, Г. Гантта.
Рационализация. Анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда рассматривались в рамках школы как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование.
Человеческий фактор. Основоположниками школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Кроме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавалась важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения.
|
|
Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности. Такой подход резко отличался от старой системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Благодаря этой школе было разработано 10 принципов управления, которые не потеряли своего значения и в настоящее время: 1) отчетливо поставленные цели —исходный пункт управления; 2) здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин; 3) компетентная консультацияпрофессионалов и совершенствование процессов управленияна основе их рекомендаций; 4) дисциплина,обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением; 5) справедливоеотношение к персоналу; 6) письменные стандартные инструкции; 7) нормы и расписания,способствующие поиску и реализации резервов; 8) нормализация условий труда; 9) нормирование операций; 10) вознаграждение за производительность |