Основные понятия менеджмента

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

МЕНЕДЖМЕНТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

В ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ СФЕРЕ

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Лекция № 1

Состояние и перспективы развития рынка услуг телерадиовещания.

Основы современного менеджмента в инфокоммуникационной сфере.

Лекция № 1

Преимущества и недостатки

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, - тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д.

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка.

1.1. Основы менеджмента в телекоммуникациях в информационном обществе.

1.1. 1. Основные понятия менеджмента.

1.1.2. Особенности менеджмента в телекоммуникационной сфере.

Глава

1.2. Основные принципы и цели организации Единой сети электросвязи РФ.

1.2.1. Особенности отрасли связи и ее значение в национальной экономике.

1.2.2. Основные виды телекоммуникационных сетей.

1.2.3. Глобализация и персонализация в инфокоммуникационных системах.

1.2.4.Организация Единой сети электросвязи РФ.

Г

1.3.1. Классификация и общая характеристика линий радиосвязи.

1.3.2. Краткая характеристика состояния и структуры рынка услуг

телерадиовещания.

Менеджмент – новое явление в условиях экономической системы, сложившейся в настоящее время в России. Коренное отличие менеджмента от существовавшей ранее практики управления производством заключается в его рыночных основах.

Большой экономический словарь (2002) трактует понятие менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли за счет генерирования человеческой энергии и придания ей направленности.

С научной точки зрения менеджмент – область систематизированных знаний об управлении организациями и их составляющими. При этом под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели на основе использования ограниченных ресурсов.

Менеджмент как наука и определенная сфера практической деятельности развивался определенными направлениями, каждое из которых принято называть школой.

Возникновение менеджмента как научного направления связано с именем американского инженера Фредерика У. Тейлора. Начало появления научного менеджмента относят к первой четверти ХХ в. Этот период характеризуется превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационализации производства, в относительно целостную научную дисциплину. По началу различные школы менеджмента представляли собой довольно аморфные образования. Каждый мыслитель придерживался собственного подхода, никто не думал согласовывать его с другими или следовать единым нормам. Тем не менее между ними существовало нечто общее, что позволило историкам судить о них как о единой научной школе, имеющей собственную теоретическую платформу и даже свою философию управления. Все они были порождением одной исторической эпохи. Отсюда возникает общность мировоззрения и концептуального подхода у Ф. У. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера и др. Благодаря их активной аналитической работе теория классической школы менеджмента приобрела целостность и единство.

Рассмотрим кратко содержание взглядов этих основоположников менеджмента.

Фредерик У. Тейлор (1856–1915) изложил свои взгляды в трудах «Научная организация труда» (1912), «Научные основы организации промышленных предприятий». В этих работах он рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать лучшим и дешевым способом. Тейлор сформулировал функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов. Кроме того, он дал общую характеристику научного менеджмента, назвал его элементы:

наука вместо традиционных навыков;

гармония вместо противоречий;

сотрудничество вместо индивидуальной работы;

максимальная совокупная производительность труда, превышающая вклад суммы производительности индивидуальных работников;

развитие возможностей каждого отдельного рабочего для достижения максимально доступной ему производительности и максимального благополучия. По высказыванию П. Друкера, «тейлоризм – это скала, на которой мы постигнем дисциплину менеджмента».

Теоретические работы Ф. Тейлора были подтверждены и дополнены инженером- социологом Максом Вебером (1864–1920). Им были выдвинуты предположения о том, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу в каждой из них, в том числе можно регламентировать функции и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по вертикальному (линейному) признаку, т. е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и налагалась заранее оговоренная ответственность.

Кроме М. Вебера представителями классической школы были Г. Эмерсон (1853–1931), Генри Форд (1863–1947), А. А. Богданов (1875–1928).

К основным принципам, сформулированным Г. Эмерсоном, можно отнести: отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентную консультацию; дисциплину; учет; постоянное координирование деятельности; нормы и расписание; нормирование операций; письменные стандартные инструкции; вознаграждение за производительность.

Генри Форд ориентировался на крупные промышленные комплексы, для которых сформулировал основные организационные принципы: вертикальное управление комплексом предприятий, ориентированных на выпуск единого конечного продукта; массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий, лучшее удовлетворение массового спроса и большую прибыль; развитая стандартизация; глубокое разделение труда при конвейерной организации производства; постоянное совершенствование управления производством.

А. А. Богданов разработал основы общей теории систем, ввел понятие систем, понятие обратной связи управляющей и управляемой подсистем, принципы и функции управления, сформулировал понятие организационной структуры предприятия (организации), имеющей определенную иерархию и систему взаимосвязей между ними.

Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено французским инженером и теоретиком менеджмента Анри Файолем (1841–1925), которого называли «отцом менеджмента». Заслуга А. Файоля перед менеджерской наукой и практикой состоит в том, что он рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс. В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916) он разбил все операции на предприятии на группы:

технические (производство, обработка);

коммерческие (покупка, продажа, обмен);

финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование);

страховые (охрана собственности и личности);

учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

административные.

Файоль определил относительную важность этих операций для персонала и предприятия. Такой подход к управлению был назван процессным подходом, рассматривающим управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Кроме того, Файолем были определены функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки.

Он сформулировал основное определение: «Управлять – это значит предвидеть, организовать, распоряжаться, согласовывать, контролировать».

Процессный подход к управлению был основан на четырнадцати принципах менеджмента, которые известны как принципы административного управления и сохранили свое значение и в современных условиях. Они являются эффективными как для государственных, так и для коммерческих организаций. К ним относятся: разделение труда при специализации; власть не отделима от ответственности; дисциплина; единство распоряжения; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общим; вознаграждение персонала; централизация; иерархия; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.

Реализация каждого из принципов требует от менеджера – наемного управляющего (специалиста по управлению) – высокой компетентности, т. е. глубоких профессиональных знаний и умения применять их в нужное время и в нужном месте. Файоль рассматривал организационно-управленческие функции как регулирование технологического процесса и деятельности людей, при этом он уделял внимание не только управленческому персоналу, но и всем работающим на всех уровнях организации.

Все вышеназванные положения характеризуют первый этап развития менеджмента – деловое администрирование.

Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментизации, диапазона контроля и единоначалия. Именно тогда иерархическая модель организации стала называться формальной. По этой модели деятельность по достижению поставленных целей регулировалась формальной процедурой. Задачи распределялись как официальные обязанности, и все внимание администрации сосредоточивалось на поддержании функционирования организации.

Однако уже в 30-е годы прошлого столетия бюрократическая модель как рациональный тип организации подвергается принципиальному пересмотру. При этом обнаружились противоречия в основе управления – формальной структуре. Неплодотворной показалась и попытка преувеличивать роль самого функционирования организации (управленческого аспекта) в ущерб усилиям по достижению реальных задач (собственно производства).

Второй этап развития менеджмента – это менеджмент человеческих ресурсов. Основателем второго этапа является Элтон Мэйо (1880–1949), исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места, других факторов, относящихся к условиям труда и социальной обстановки. Главная цель его разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морального-психологического состояния исполнителя. В настоящее время также придается большое значение управлению трудовыми ресурсами, как наиболее важному и дорогому ресурсу производства. Направление деятельности школы человеческих отношений – применение наук о поведении людей в управлении, разработка систем мотивации труда.

В 1950–1970 гг. теория управления производством интенсивно развивается. Практическая функция менеджмента сводилась к тому, чтобы сосредоточивать усилия на улучшении организации производства, сбыта продукции. Характерной чертой в развитии менеджмента в этот период является его тесная связь с конкретными эмпирическими исследованиями по организации и управлению. В этот период создаются различные общества и ассоциации, члены которых не только разрабатывают общую теорию управления, но и по заказам предприятий участвуют в рационализации производства. Этот подход называется методом анализа ситуации. Его задача – увязать конкретные концепции с определенными ситуациями так, чтобы организация достигла конечных результатов (целей) наиболее эффективным путем.

Третий этап развития менеджмента связан с именем Пола Дюпона, который отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея менеджмента бизнеса – ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателей. Существует два подхода к процессу менеджмента бизнеса.

Первый подход (функциональный) состоит в разделении управленческих функций. Это анализ, планирование, принятие управленческого решения, организация, укомплектование штата, эффективная коммутация, стимулирование, руководство, контроль.

Второй подход (ролевой) является более современным и фокусируется на управленческих ролях. Управленческие функции являются результатом того, ради чего осуществляется менеджмент, а роли представляют собой средства для достижения результатов.

Любой бизнес при использовании и функционального и ролевого подхода будет успешным, если бизнес концентрирует свое внимание на поиске и развитии кадров, которые:

обладают такими личностными качествами, как характер, инициатива, желание служить людям, интеллект, осведомленность, предвидение, гибкость;

стратегически мыслят;

руководят бизнесом с учетом социальных изменений;

могут осуществлять бизнес в условиях правительственного регулирования;

эффективно управляют человеческими ресурсами.

Современный, четвертый, этап развития менеджмента – социальный менеджмент – связан с именами П. Друкера, И. Ансоффа и М. Мексону, которые разработали принципы и понятийный аппарат современного менеджмента.

Принципы менеджмента – основные исходные положения теории менеджмента, руководящие идеи и основные правила деятельности, иначе говоря – это общие закономерности, в рамках которых реализуются отношения (связи) между различными элементами управленческой системы, устанавливаемые при возникновении и разрешении практических или теоретических задач управления.

Основная идея современного этапа менеджмента состоит в том, что каждое предприятие помимо получения прибыли должно определить меру социальной ответственности перед обществом. При положительном решении задач социального менеджмента по социальной ответственности можно ожидать:

благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы в форме социальной устойчивости общества, формирования нужного имиджа фирмы и получения прибыли в долгосрочной перспективе;

изменение потребностей и ожиданий широкой публики на основе участия бизнеса в решении социальных проблем;

моральное обязательство ответственного поведения, сложившееся в культуре данной страны;

наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных задач.

Различают следующие направления менеджмента:

менеджмент научный – рассматривает процесс слияния материальных ресурсов предприятия, технологии и трудовых (человеческих) ресурсов для достижения целей предприятия повышения эффективности производства;

менеджмент технологический (или производственный) – предусматривает управление технологическими ресурсами как элементом предпринимательства. При этом исходят из оценки прорывных технологий и инноваций, как одного из факторов конкурентоспособности, учитываемых в стратегии управления. Это направление менеджмента включает в круг решаемых основных задач следующие: оптимизация использования технологического потенциала; наращивание технологического потенциала; защита технологического потенциала; предотвращение утечки коммерческой информации и исключение любых действий конкурентов, которые могут подорвать технологические ресурсы.

Технологический менеджмент нужно рассматривать как непрерывный циклический процесс, один цикл которого охватывает жизненный цикл технологии от его предполагаемого появления до стадии зрелости (см. гл.).

Рассматривая цепочку наука–производство–распределение–обмен–потребление, которая непрерывно подвергается количественным и качественным изменениям в результате протекающих в экономике инновационных процессов, необходимо выделить как самостоятельные направления менеджмента:

инновационный (см. разд. 5), занимающий промежуточное положение между научным и технологическим (производственным) менеджментом;

стратегический, предусматривающий стратегический процесс как совокупность предполагаемых действий, направленных на трансформацию организации из ее текущего состояния в желаемое с учетом ожидаемого действия факторов внешней среды;

финансовый, раскрывающий теоретические и практические вопросы обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами организации. Финансовый менеджмент в современном обществе применяет методы анализа и принятия управленческих решений в целях повышения эффективности функционирования организации.

Все направления менеджмента в современном обществе действуют одновременно, взаимно дополняя друг друга для достижения конечной цели.

Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, постоянное преодоление риска на внутреннем и внешнем рынках.

Основными задачами менеджмента являются: организация производства товаров и услуг с учетом спроса; обеспечение стабильного положения предприятия на рынке; разработка стратегии развития предприятия; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; стимулирование работы персонала; повышение творческой активности и квалификации кадров. Для успешного решения задач менеджмента должна быть создана эффективная система управления. При этом, как правило, выделяется три вида менеджмента иерархического уровня:

высший (руководитель организации, его первые заместители по функциональным областям деятельности);

средний (руководители предприятий, служб и административных органов организаций);

низший (руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т. д.

Современная модель менеджмента как тип рыночного управления производством приводится на рис. 1.1. Рассматриваемые в учебнике вопросы являются составляющими функциями менеджмента в отрасли инфокоммуникации и наиболее подробно в подотрасли радиосвязи, радиовещания, телевидения и космической связи (телерадиокомплекса).

Рис. 1.1. Современная модель менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: